ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Вольфганг Визе. Речь в защиту хорошей темперации


Перевод В.А.Клопова


EUROPIANO № 1, 2006, стр. 29-46

Речь в защиту хорошей темперации


Это могло бы быть так просто: выстроить из частичных тонов колеблющейся струны всю нашу музыкально-звуковую систему. Но, к сожалению, не получается: двенадцать чистых квинт на пифагорову комму больше, чем семь октав, три больших терции нужно заметно растянуть, чтобы заполнить октаву, а четыре малых терции в октаве чувствуют себя как четверо на заднем сиденье малолитражки.



Математики, музыкальные теоретики, мастера и музыканты по поводу этих проблем размышляли, спорили и при этом считали, считали, считали в течение многих столетий. В нашу компьютерную эпоху считать стало намного легче. Excel-таблица, если ввести в нее соответствующие числа, рассчитает все, что нужно, в течение десятой доли секунды.


Нашу сегодняшнюю равномерно-темперированную гамму знали уже много веков назад. Знали, но не хотели.


Историей темперации я заинтересовался еще в годы моей учебы, но долго не мог найти правильные подходы к реализации старинных настроек. Я многое испробовал, много слушал, но определить, что лучше, что хуже и в чем заключаются различия между разными старинными темперациями, для меня было довольно сложно.



Бесчисленное множество чисел


По этой причине я попытался разобраться с проблемой с помощью Excel-таблицы. Я ввел в эту компьютерную счетную программу центовые отклонения (от номиналов равномерно-темперированного строя (далее: РТС. — Прим. перев.) семидесяти различных исторических темпераций. Потом я попытался все это представить в графической форме. Для этого я выбрал именно отклонения в центах, а не частóты биений в интервалах. Если мы, например, знаем, что терция до-ми имеет 10 биений в секунду, а терция фа-ля — 12, то мы не можем сказать заранее, какая из этих терций больше. А поскольку именно терции (здесь и далее: большие терции. — Прим. перев.) доставляют настройщику наибольшие заботы, я решил ограничиться графиками величины только терций.


Во многих книгах, посвященных историческим темперациям, представлены таблицы, в которых звуки располагаются в хроматической последовательности. На мой взгляд, это непрактично. Я считаю, что кварто-квинтовая последовательность тонов гораздо более наглядна: ведь основа большинства музыкальных произведений заключается в кварто-квинтовом соотношении тоники с доминантой и субдоминантой.


Известно, что октава делится на 1200 центов. В РТС на терцию приходится 400 ц. Три таких терции, основательно расширенные, составляют чистую октаву. Чистая же терция имеет лишь 386,3 ц., и три таких терции в сумме оказываются меньше октавы на 41 ц. (энгармоническая комма) — почти половина полутона! Таким образом, наши терции оказываются шире акустически чистых почти на 14 центов.


На графике рис. 1 представлена среднетоновая настройка:



Изображение

Рис. 1. Среднетоновая настройка, Царлино, 1571.



Здесь хорошо видно, что восемь терций чистые, они на 14 ц. уже, чем в РТС, но зато четыре терции на 28 ц. шире. Суммы значений ниже нулевой линии и выше нее всегда должны быть одинаковы. При обозначении нижнего звука терций я даю его отклонение в центах относительно РТС. Сам РТС выглядит так (рис. 2):



Изображение

Рис. 2. Равноступенная (равнобиенная) темперация (РТС).



Среднетоновая настройка Царлино хороша, таким образом, в тональностях от Ми-бемоль мажора до Ми мажора, остальное ужасно. Если бы пианист захотел играть в более далеких бемольных тональностях, следовало бы настроить чисто терции на ля-бемоль и ре-бемоль, разумеется, за счет диезных тональностей.


Интересно выглядит график пифагорейской настройки, состоящей из 10 чистых и двух сильно суженных квинт. Терции вокруг До мажора оказываются шире нынешних. Нужно только позаботиться, чтобы терции употреблялись поменьше.




Изображение

Рис. 3. Пифагорейская настройка, Генрикус Грамматеус, 1518.



«Косые» тона


Около 1700 года начинается эпоха «хороших темпераций». В это время публикуется множество трактатов по поводу темперации с характеристиками тональностей. На мой взгляд, одной из лучших является работа К.Ф.Д.Шубарта «Мысли об эстетике искусства звуков», надиктованная автором в 1784 г., когда он сидел в тюрьме крепости Хоэнасперг, хорошо известной большинству учеников Людвигсбургской школы. Вот некоторые из его характеристик тональностей: «Ре-бемоль мажор — „косая“ тональность, колеблющаяся между болью и возбуждением. Фа минор — печаль, скорбь по умершему, стенания, смертельная тоска. Фа мажор — любезность и спокойствие».


Почему же не должны различные тональности выражать столь различные настроения? Насколько больше возможностей имел композитор, если бы он мог выбрать тональность так, чтобы наилучшим образом выразить содержание своего произведения. Захочет ли он убаюкать своих слушателей или завязать им кишки в узел — соль мажор или фа-диез мажор были бы для этого подходящим инструментом.


В основе попыток реализовать подобные настройки лежит обычно желание настроить до-мажор и близлежащие тональности по возможности чисто. Чем дальше по кварто-квинтовому кругу от до мажора, тем острее должны звучать тональности.


В настройке «Веркмайстер III» (рис. 4) видно, что до мажор и фа мажор имеют терции почти чистые, в бемольных тональностях они становятся относительно быстро напряженными, в диезных напряжение растет относительно плавно.




Изображение

Рис. 4. Андреас Веркмайстер III, 1691.



Четвертую темперацию Веркмайстера (рис. 5) можно рассматривать как модификацию среднетоновой настройки. Все звучит слегка помягче, терции в середине наполовину так же хороши, как в среднетоновой, но зато вдвое лучше, чем в РТС.




Изображение

Рис. 5. Андреас Веркмайстер IV.



В настройке Рамо (рис. 6) видно, что переходы намного более плавные. Смена характера тональностей здесь более элегантна, хотя различие между почти чистой терцией на «до» и соседней на «ре-бемоль» здесь великовато.




Изображение

Рис. 6. Жан Филипп Рамо, 1726.



Настройка И.С.Баха


Было воссоздано несколько «настроек Баха». Самая последняя была опубликована в прошлом году в работе «Старинная музыка» Брэдли Лемана. Виньетку-росчерк наверху титульного листа рукописи I тома Хорошо темперированного клавира автор рассматривает как схему настройки (рис. 7, 8 ).




Изображение

Рис. 7. Титульный лист I тома ХТК.



Пифагорова комма (ПК, разность между двенадцатью квинтами и семью октавами, 23,5 ц.) поделена следующим образом:




Изображение

Рис. 8. Схема настройки И.С.Баха.



1/12 ПК дает 1,96 ц., 1/6 ПК соответствует 3,92 ц. Это толкование я считаю правдоподобным, и графическое представление такой настройки (рис. 9) выглядит убедительно.




Изображение

Рис. 9. Настройка Баха — Леман, 1722.



Георг Найдхардт предложил сходные настройки (рис. 10), причем заметил, что деревенские настройщики больше заботятся о чистоте звучания тональностей до мажор и ближайших к нему. Однако чем крупнее город (и соответственно, выше квалификация музыканта, способного играть в далеких тональностях), тем ближе настройка должна быть к равномерной темперации.




Изображение

Рис. 10. Георг Найдхардт (для маленького города), 1732.



Настройка с очень большой плавностью принадлежит Антонио Валотти (рис. 11). Терции на «ля» и «ми-бемоль» соответствуют нашим сегодняшним.




Изображение

Рис. 11. Антонио Валотти, 1779.



Терция до мажора в настройке Кирнбергера III — чистая, остальное настраивается слегка угловато (рис. 12).




Изображение

Рис. 12. Иоганн Филипп Кирнбергер III, 1789.



У Томаса Янга (рис. 13) кривая более плавная. Модуляционное движение возможно в любом положении, все тональности звучат приемлемо.




Изображение

Рис. 13. Томас Янг, 1799.



Самые красивые кривые


Рассматривая вышеприведенные графики, можно обнаружить, что линии на них все больше приближаются к синусоиде. Это привело меня к мысли рассчитать и попробовать синусоидальную настройку. И должен сказать, что результат оказался неплохим, и не только оптически. Терции на «ля» и «ми-бемоль» — сегодняшние; мера мягкости, добавленная терции на «до», заимствована у терции на «фа-диез». Настройку легко осуществить в плавных градациях от едва заметных «гомеопатических» отклонений от РТС вплоть до чистой терции на «до». Переходы из тональности в тональность плавные. И даже если, например, терция си-бемоль—ре бьет с той же частотой, что и ре—фа-диез,* возникает то различие, что си-бемоль—ре в качестве тоники имеет более чистую доминанту фа—ля, в то время как тоника ре—фа-диез имеет более жесткую доминанту ля—до-диез. Расчет показывает, что смещения настройки звуков вверх и вниз одинаковы, таким образом, общее изменение силы натяжения струн инструмента будет крайне незначительным. Я не знаю, была ли подобная настройка описана где-нибудь раньше. Я называю ее «синусоидальной» (рис. 14 и 15).




Изображение

Рис. 14. Синусоидальная «хорошая темперация» 7 ц.



Изображение

Рис. 15. Синусоидальная «хорошая темперация» 3 ц.



Американец Рон Ковал (рис. 16) предложил похожую настройку, которая также может варьировать степень своей радикальности. Заметны и здесь более жесткие терции в диезных тональностях. Представляю здесь Variable 5.0.




Изображение

Рис. 16. Рон Ковал, Variable 5.0, 2002.



Самодельные темперации


Занимаясь хорошей темперацией, я естественно пришел к тому, чтобы сделать собственную темперацию (рис. 17 и 18). В результате получилась темперация, также реализуемая с разной степенью радикальности, с плавными переходами и различными характеристиками бемольных и диезных тональностей.




Изображение

Рис. 17. Вольфганг Визе 7 ц., 2006.



Изображение

Рис. 18. Вольфганг Визе 2 ц., 2006.



Возникает вопрос, как же такие настройки реализовать. Это возможно как с помощью настроечного прибора, так и на слух. Для интересующихся у меня на сайте (www.wolfgang-wiese.de) доступны для копирования таблицы частот биений.




Многоцветная музыка


У меня сложилось впечатление, что сейчас музыканты используют только два варианта настройки: или старинную, или РТС. Если уж наши сегодняшние инструменты мало походят на те, для которых писали музыку Скарлатти или Моцарт, то почему бы не попытаться приблизиться к их музыке хотя бы посредством более подходящей настройки? Лучше уж разноцветье тональностей, даже с риском неподходящей краски, чем унылое однообразие колорита! А мы ведь еще не совсем освободились от тонального чувства. Для тех, кто сочиняет только додекафонную музыку, РТС как раз подойдет, но для остальных более предпочтительны неравномерные темперации. Пьеса Шопена, исполненная на современном рояле со слегка модифицированной «хорошей» темперацией будет, безусловно, звучать интереснее. Я убежден, что у большинства людей так или иначе присутствует, пусть скрыто, ощущение разного качества разных тональностей. Мне не пришло бы в голову сочинить ко дню рождения моей маленькой дочки что-нибудь в ля-бемоль мажоре.


За ваше здоровье!



Вольфганг Визе


* Неточность: терция ре1—фа-диез1 здесь бьет приблизительно на 26% чаще, чем терция си-бемоль0—ре1, но обе терции имеют равную величину в центах: примерно 394 ц. в семицентовой и 397 ц. в трехцентовой настройках.— Прим. перев.



Комментарий переводчика


В статье Вольфганга Визе поднят весьма актуальный вопрос, имеющий прямое отношение к сегодняшней практической работе фортепианных мастеров. Интерес к историческим настройкам, заметно выросший в среде музыкантов за последние десятилетия, имеет не только «антикварный» характер. Разумеется, музыка XVII-XVIII веков, исполненная на инструменте, настроенном соответственно эпохе, звучит более «аутентично». Однако известно, что акустическое тождество всех тональностей, обеспечиваемое РТС, уже во второй половине XIX века и тем более в ХХ веке вызывало и продолжает вызывать неудовлетворенность, а порой и протест мыслящих музыкантов. (К слову, протестовали и раньше, до эпохи безраздельного господства РТС. И.Ф.Кирнбергер, ученик великого Баха, а также автор ряда неравномерных систем темперации, в 1760 году, через 10 лет после смерти своего учителя, писал: «Равномерная темперация, звучащая отвратительно, должна быть отброшена».)


В теории и практике современной настройки фортепиано (а также и в практике обучения молодых настройщиков) давно сложилось прочное мнение, что РТС — это единственный идеал, к которому обязан стремиться настройщик в своей работе. Материалы статьи В.Визе убедительно доказывают, что это не так. В области настройки фортепиано и других инструментов с фиксированным строем есть широкое поле для творческих поисков, и хорошая настройка — это не только ремесло, но и искусство.


Можно пожалеть, что автор статьи полностью сосредоточился на акустическом качестве только больших терций. Между тем, все мы знаем, что современный музыкальный слух, «испорченный» на протяжении многих поколений восприятием одних лишь РТС-овских больших терций, довольно нетребователен к их качеству, однако весьма чувствителен к малейшей расстройке квинт (и кварт). Как обстоит дело с качеством этих интервалов в представленных выше настройках, было бы очень интересно и полезно знать читателям. Впрочем, попробуйте настроить, и Вы сами все услышите.


Графики настроек, приведенные в оригинале статьи В.Визе, были сфотографированы, очевидно, с экрана компьютерного монитора и не поддаются сканированию ввиду неудачно подобранной цветовой гаммы линий и фона. Поэтому мне пришлось перерисовать их заново, черным по белому, по возможности сохраняя соответствие оригиналу.



В.Клопов






ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА




Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles