Уважаемый VladimirAkimov!
Прошу извинить меня за занудство, но, имея за плечами немалый опыт в методологии организации деятельности, по-другому себя вести у меня не получается. Смысл моего участия в Вашей прекрасной затее вижу в оказании Вам содействия (разумеется, только в случае Вашего на это согласия) в достижении двух целей: 1) осчастливить фортепианных мастеров мира появлением настроечной компьютерной программы, превосходящей всё, созданное на данный момент времени; 2) отвлечь Вас от попыток достижения цели "методом тыка" с его бесполезными затратами массы времени и энергии, которые к желаемому конечному результату могут и не привести.
Теперь - к делу!
VladimirAkimov писал(а):
...мне кажется, что основной принцип РТ - плавность кривых биений интервалов. И если это так, то и мой подход правилен.
Рассуждаете Вы правильно, но для "правильности" подхода этого мало.
В методологии используют принцип необходимого и достаточного. То есть, чтобы получить нужный результат, необходимо то или иное количество средств, материалов, действий, времени и прочего - и всего этого должно быть достаточно (то есть, не больше и не меньше), чтобы результат получить. Давайте в контексте этого принципа рассмотрим Ваше предположение, приведённое в цитате.
То, что Вы называете плавностью кривых биений интервалов, субъективный слух настройщика воспринимает как плавное изменение темпов биений в хроматических (по полутонам) последовательностях одноимённых интервалов. Но этому есть и объективное математическое обоснование. Возьмите любой интервал, в котором, как Вы знаете, каждый из его тонов имеет определённую частоту. В силу разности частот в этих тонах интервалообразующих гармоник в звучании интервала образуются динамические (громче-тише-громче-тише) пульсации, именуемые биениями. Если Вы перемещаете интервал на полутон, допустим, вверх, частОты обоих его тонов возрастают и их величины теперь определяются умножением на интервальный коэффициент полутона, принятый для данной системы темперации. Но и частоты биений (воспринимаемые слухом как темпы биений) подчиняется той же закономерности, то есть умножению на интервальный коэффициент полутона, принятый для данной системы темперации. Закономерность очевидна: ставьте тоны в "правильные" позиции - и получайте "плавность кривых биений интервалов"; или добейтесь "плавности кривых биений интервалов" - и получайте тоны, стоящие в "правильных" позициях.
Это основание есть необходимое, но достаточным не является. Потому что здесь ещё требуется решить проблему "правильности" позиций тонов. Я могу, например, чудовищно расширить или сузить октаву (так, что её тошно будет слушать), но внутри неё так "оттемперировать" полутоны, что Вы получите плавность кривых биений интервалов, близкую к идеальной. Имеет ли право такое звукосочетание называться музыкальным строем? Разумеется, да - для того, кому доставляет мазохистское наслаждение звучание искажённых октав. Но мы-то с Вами хотим благозвучия. Следовательно, правильность "позиций" тонов диктуется благозвучием базового интервала, в границах которого тоны образуют равномерные полутоны (у современного РТС это октава, у Григоренко-Кордье квинта, у Штоппера дуодецима, у кого-то, мне не ведомого, это может быть что-нибудь ещё), из которых, как из кирпичиков, сладываются все остальные интервалы.
Окончательный вывод из вышесказанного: в системе равномерной темперации для получения любого требуемого (благозвучного или неблагозвучного, но при любых условиях равномерно-темперированного) строя необходимым и достаточным является одновременное наличие базового интервала требуемой размерности и плавности изменения темпов биений в хроматических последовательностях любых одноимённых интервалов.
Если настроечная компьютерная программа предоставит настройщику возможность возможность управлять такой расстановкой тонов по звуковысотным уровням, которая обеспечит одновременное соответствие строя обоим условиям, цель будет достигнута. И тогда весь вопрос в том, как этого добиться. А это, как я подозреваю, далеко не просто.