VladAn писал(а):
Очень хорошо, что ряды участников форума пополнил программист, имеющий опыт создания программы для настройки фортепиано. Есть все шансы сделать выдающийся софт.
Klopff писал(а):
AlexHutor писал(а):
...Описание темперации Штоппера простое. Интервальный коэффициент корень 19 из 3. Края настраиваются в чистую дуодециму (квинта через октаву).
На самом деле все не так просто. Корень действительно 19-й степени, но не из 3,00000000000... ровно, а из чуть больше, в соответствии с мерой негармоничности и соответствующей мерой завышения 3-го частичного тона (далее - ЧТ). И прежде чем рассчитывать частОты основных тонов в темперации Штоппера, нужно эту меру как-то определить. Тут либо принять некоторые среднестатистические величины такого завышения для разных типоразмеров ф-но, либо все-таки измерять реальные отношения частот третьих ЧТ по отношению к частотам основных тонов по всему диапазону инструмента. Программисту виднее, что будет проще в реализации ПО, хотя понятно, что второй вариант честнее. И еще: сам Штоппер говорил об опоре не на сам третий частичный тон, а на некий "сбалансированны комплекс" третьего и более высоких ЧТ, т.е реальная величина, из которой извлекается корень 19-й степени оказывается еще "на волосок" больше, чем я только что рассказал.
Уж сколько раз твердил и себе, и другим, что чем ниже уровень компетентности, тем проще кажется вопрос. Вот и сейчас вопрос кажется мне настолько простым, что при полном незнании того, что такое компьютер и компьютерные технологии, руки чешутся вмешаться в обсуждение возможности создать новую настроечную программу. Поэтому прошу нашего коллегу под именем VladimirAkimov не слишком пенять мне за "что-нибудь не так" или "всё не так".
Итак, попробую изложить мои представления в форме личных пожеланий к настроечной программе с признаками максимальной универсальности для всех видов равномерных темпераций.
Пожелание №1. Современный РТС основан на равномерности 12 полутонов в габаритах базового интервала - натуральной (формально акустически "чистой", т. е. без биений) октавы, и потому здесь интервальный коэффициент полутона есть результат извлечения корня 12 степени из 2. Строй "Григоренко-Кордье" основан на равномерности 7 полутонов в габаритах акустически чистой квинты, и потому здесь интервальный коэффициент полутона есть результат извлечения корня 7 степени из 1,5. Строй Штоппера основан на равномерности 19 полутонов в габаритах акустически чистой дуодецимы (квинты через октаву), и потому здесь интервальный коэффициент полутона есть результат извлечения корня 19 степени из 3. Возможно, что когда-то кому-то придёт в голову поэкспериментировать с ещё какими-нибудь интервалами. Следовательно, желательно, чтобы программа автоматически настраивалась на любую систему равномерной темперации, задаваемую вводом в неё наименования какого-либо (преимущественно консонантного) интервала (октава, квинта, дуодецима, кварта, большая или малая секста и т. п.), наименование которого программа распознаёт как количество в нём полутонов, или же количества в нём полутонов напрямую.
Пожелание №2. Задаваемый базовый интервал не всегда должен быть акустически чистым (о чём, например, в приведённой цитате говорит уважаемый В. А. Клопов). Следовательно, желательно, чтобы в размерность заданного интервала можно было внести любой величины коррекцию в сторону его расширения или сужения. Коррекция может задаваться в центах и их долях (цент - "микроскопический" музыкальный интервал с интервальным коэффициентом, который есть результат извлечения корня 1200 степени из 2).
Пожелание №3. Всякая настроечная программа призвана помогать настройщику расставлять тоны по необходимым звуковысотным уровням, учитывая при этом феномен негармоничности обертонов. Совершенно не понимаю, как это делают ТюнеЛаб, ВериТюнер и прочие, но умей я сочинять компьютерные программы (здесь совершенно уместно приходит на ум поговорка "Дай Боже нашему телёнку волка съесть!"), моя программа делала бы это так: "слушала" реально звучащий тон, разлагала его на отдельные гармоники (ну, хотя бы в переделах первых 8-ми), замеряла частОты этих гармоник, сопоставляла частОты гармоник обертонов (от №2 до №8) с частотой гармоники основного тона (№1), выявляла величины нарушений кратности и на этой основе выводила коэффициент негармоничности для каждой гармоники данного конкретного тона.
Пожелание №4. Всякая настроечная программа призвана помогать настройщику расставлять тоны по необходимым звуковысотным уровням относительно изначально задаваемого исходного тона с его определённой частотой (в современной европейской музыкально звуковой системе это, как правило, ля первой октавы, но возможно допущение, что это могут быть и другие). Следовательно, программа должна предоставлять возможность ввода либо только частоты единственного для всех видов темпераций исходного тона, либо и наименования исходного тона (если это не только ля первой октавы), и его частоты (которая, кстати, тоже может быть различной).
Пожелание №5. Подозреваю, что общеизвестные настроечные программы расставляют тоны по звуковысотным уровням, ориентируясь на частОты основных тонов, скорректированные на усреднённые собственные для этих тонов коэффициенты негармоничности. Но поскольку в силу ряда объективных причин негармоничность их обертонов не может иметь идеальный линейный характер, именно поэтому, как мне кажется, уважаемый В. А. Клопов рекомендует при пользовании настроечной программой всё-таки включать слух и, когда это необходимо, вносить коррекции; а также некоторые коллеги-настройщики после тщательной настройки с помощью программ обнаруживают нарушения плавности изменения темпов биений в хроматических последовательностях одноимённых интервалов, искажающие темпо-ритмическую однородность строя, что свидетельствует о не очень высокой его точности. Как это сделать, я, к сожалению, придумать не могу, но может быть можно и может быть стОит добиться того, чтобы программа, кроме расстановки тонов по отдельности, ещё и позволяла контролировать и, при необходимости, корректировать размерности различных интервалов между тонами, или сама делала это автоматически, опираясь на частОты их интервалообразующих гармоник (например, для октавы это гармоника №2 нижнего тона и гармоника №1 верхнего; для квинты, соответственно, №3 и №2; для кварты №4 и №3; для большой сексты №5 и №3; для малой сексты №8 и №5; для большой терции №5 и №4; для малой терции №6 и №5) с поправками на величИны негармоничностей соответствующих этим гармоникам обертонов.
Мне думается, что если бы всего вышеописанного удалось добиться, то такая программа увенчала бы процесс сочинительства и сделала бы дальнейшие действия в этом направлении бессмысленными. Но вполне возможно, что всё это всего лишь несбыточные фантазии, которые разрешены только таким как я, ничего не понимающим в вопросах компьютерного программирования.