Уже довольно продолжительное время присматриваюсь к программе
Entropy Piano Tuner. Поскольку я не настройщик а, скорее, математик и программист, она мне интересна прежде всего изнутри.
Но задаю себе те же вопросы что и остальные:
1) Почему она все-таки работает довольно сносно?
2) Почему она все-таки не может работать совсем хорошо?
Мне также любопытно почему попытка заставить энтропию работать через октавы, кварты и квинты потерпела неудачу:
"
Instead of adding up the spectra of all piano keys,
we tried to work with subsets of octaves, fifths
and fourths, imitating the practice of aural tuners.
This destabilizes the method, probably driving
the pitches out of equal-tempered into just
intonation. Apparently the summation over all
keys allows the system as a whole to stay in equal
temperament."
То есть, нажали ВСЕ клавиши сразу - "This is like pressing all keys of the piano simultaneously and computing the disorder of the resulting sound" - и по звучанию этой каши настроили. И получили хороший результат.
По-хорошему, надо было наверное исполнять определенное конкретное музыкальное произведение, то самое произведение, которое требуется исполнителю. Или - несколько конкретных произведений
И вычислять уже энтропию, соответствующую этому исполнению. В таком случае задача с энтропией будет сильно схожа с задачей распознавания человека по голосу (и его эмоций), когда человек произносит определенную фразу. (Или поёт!). Вот статья где можно почитать на русском языке про распознавание человеческого голоса:
http://vestnik.psu.ru/docs/2016/1/1/2016113.pdfТам - тоже энтропия. И во многом - такая же как в EPT. (Не знаю, пользуются ли энтропией все эти "Сири" и "OK, Google". Вполне возможно что да!)
Если идти дальше то можно вспомнить сюжет солженицынского произведения "В круге первом" где задачей было - распознать говорящего по телефонному разговору. Тоже - родственная задача. Впрочем, я всё дальше отхожу от темы...
Воспользовавшись программой
Entropy Piano Tuner я смог наглядно рассмотреть спектр пары инструментов, оказавшихся в моём распоряжении. Ниже - две поворачивающихся картинки со спектрами. Прошу прощения за муар (кстати, муар является частным случаем
биений).
Если картинки выше не загрузились в течение минуты то вот здесь можно их взять напрямую:
https://drive.google.com/file/d/1mHNUa4 ... sp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/1YF6pAU ... sp=sharingДля тех кто более привык к видео:
На мой слух пианино Аккорд скорее настроено а пианино Заря - весьма расстроено. Но по картинке это так запросто не определишь. Наверное, следовало бы развернуть трехмерные графики таким образом чтобы при взгляде направленном вдоль оси "Клавиш" обертоновые пики разных нот накладывались друг на друга, затеняя белый фон. И вот тогда по количеству оставшегося белого фона можно было бы судить о том насколько инструмент настроен или расстроен с "точки зрения" энтропии.
Кстати, это тоже вопрос: как с помощью программы EPT отличить настроенный инструмент от расстроенного? Во-первых, возможности узнать "текущую" энтропию в программе я не увидел. Но позже, когда я стал запускать фазу "Calculate" для обоих подопытных инструментов, по заранее открытому окну "Info" я смог наблюдать за энтропией и её изменениями в процессе бесконечных (infinite) вычислений. Так вот, насколько я понял, важно не начальное значение энтропии а скорее её изменение в меньшую сторону в процессе вычислений и то что изменение скатываются к некоторому минимуму, характерному только для данного инструмента . "Исходные" значения энтропии представления о настроенности инструмента не дают! (Не дают его и её конечные значения) Это я утверждаю потому что вычисления на настроенном "Аккорде" начинались с гораздо большей абсолютной цифры энтропии чем на на расстроенной "Заре" и "сходились" они к весьма различным числам порядка 6 с копейками попугаев.
Было интересно поковыряться в *.ept файле, который записывает программа и увидеть пианино "ее глазами".