scherbakov.al писал(а):
Доброго времени суток!
В пианино(и в некоторых малогабаритных роялях) часто можно встретить басовый штег следующей конструкции(похоже на покачивающийся мост):
Можно предположить, что штег в таком случае ведёт себя более подвижно, нежели чем штег, который крепится прямо к деке. И перпендикулярные струне вибрации в таком случае могут стать продольными при покачивании штега(при нажатии на штег немного удлинится рабочий отрезок струны). Соответственно, это приводит к ритмичному изменению натяжения струны. Возможно..
Если одна из опор струны подвижна, то это приводит к тому, что узел сместится от точки крепления. Это описывается в статье:
https://www.speech.kth.se/music/5_lectu ... tuned.htmlСоответственно, это приводит к изменению высоты тона. На рисунке пример содержит одну частоту. И "пружинность" крепления только в плоскости перпендикулярной натяжению струны. Со штегом, как на фото выше, возможно, "пружинность" будет также и в продольном направлении струны. И разные типы "пружинности" опоры на разных частотах обертонов.
В измеряемых свойствах деки можно выделить три характеристики: импеданс, фазовый угол и соответствующий уровень звука для каждой определённой точки измерения.
https://www.speech.kth.se/music/5_lectu ... utimp.htmlЭти замеры были сделаны предположительно перпендикулярно плоскости деки и струн. С данным штегом, возможно имеется импеданс и в направлении длинны струн. Получается, что в определённой точке крепления определённой струны имеется разный для разных частот "ответ" со стороны деки и штега на разные частоты струны. Соответственно, это может приводить с совершенно непредсказуемому смещению частот обертонов струны и расхождению с частотами, которые рассчитываются по формулам негармоничности (или частотами, которые получились бы у струны при жёстко закреплённых концах). Также, это приводит к небольшому расхождению частот одинаковых струн хора.
Просто придумалось такое предположение. Может быть это некоторое объяснение тем обертоновым аномалиям, которые встречаются на обвитых струнах. Я не знаю..
На практике всё гораздо проще: такое крепление басового штега на мостике обусловлено одной причиной: чем ближе штег к центру деки, тем лучше раскачка деки струнами и, соответственно, лучше звук инструмента. Поэтому при проектировании большой длины басовых струн штег, который должен сместиться к краю деки, с помощью жёсткого мостика закрепляют так, чтобы часть, прилегающая к деке, была максимально возможно приближена к центру. Пружинности и эластичности в басовом мостике не допускаются, ибо это ведёт к потере энергии от струны к деке и ухудшению звучания.
А негармоничность басовых струн тоже объясняется просто: чем короче и, соответственно, толще басовая струна ( а она должна иметь определённую массу, для чего и навивается медная канитель) тем она негармоничнее. Любой большой концертный рояль имеет намного меньшую негармоничность басовых струн по сравнению с малогабаритным пианино, ибо масса струны одной и той же ноты у рояля рассредоточена на большей длине, чем у пианино.