Работая над программой пытаюсь понять каким образом настройщики сводят результат своей работы к разумному компромиссу. Знаю что они используют различные интервалы в различных диапазонах для настройки и/или для контроля. Но каким образом они предпочитают тот или иной интервал?
Предположил самое простое: основной причиной предпочтения того или иного интервала является удобство его использования и/или слышимость биений в этом интервале. Ну и управляемость результатом, разумеется.
А что же программы? Могут ли они выбрать свой собственный компромисс основываясь на своих способностях слышать те или иные биения? Мне кажется, лишним было бы указывать программе по каким именно интервалам настраивать конкретный инструмент если можно это делать по всем интервалам сразу, отдавая решительное предпочтение тем из них которые лучше слышны в данном конкретном инструменте. Ведь в конце концов, то что более слышно, то что "выпирает", так сказать, то и явится показателем результата.
Я предположил что возможности "слуха" программы не слишком отличаются от возможностей слуха человека. Узнать где именно должны быть биения и их "размер" не должно быть большой проблемой для настроечной программы. Проблема лишь - в правильных предпочтениях. Биения, "лезущие" в уши следует предпочитать тем которые слабее различаются. Особенно если, как это бывает, слышны и те и другие.
Ранее в этой теме уже упоминалось что "слышимость" биений зависит не столько от амплитуд самих бьющихся обертонов сколько от соотношения этих амплитуд. Для анализа программой можно произвольно выбрать порог в децибелах - насколько эти амплитуды могут отличаться друг от друга.
Я проанализировал все попавшие ранее мне в руки *.ept файлы настроечной программы Entropy Piano Tuner чтобы выявить некоторые закономерности "слышимости" биений в различных интервалах.
Из книг и руководств по настройке фортепиано я уяснил что существуют определенные традиции использования тех или иных интервалов в зависимости от диапазона. Поэтому другой целью этого численного эксперимента было - проверить насколько представление программы о пригодности тех или иных интервалов совпадает с человеческим пониманием этой пригодности. В этом я полагаюсь на ваши комментарии.
Ниже приводятся иллюстрации проведенного численного статистического эксперимента. Где-то я специально анализировал одни лишь только пианино. Где-то - только рояли. Где-то - все вместе. Где-то выбирал отдельные интервалы чтобы отдельно сравнить их пригодность. Где-то меня интересовали абсолютные цифры, где-то - относительные. На основании набора *.ept файлов я могу получить различные картинки по своему желанию.
По горизонтали отложен номер левой клавиши интервала. По вертикали - "амплитуда" биений. Амплитуда здесь весьма условна. Я пока не уверен что выбрал способ её "вычисления" правильно. Сами интервалы даны различным цветом. Расшифровка цветов - внизу каждого графика в формате КОЛИЧЕСТВОПОЛУТОНОВВИНТЕРВАЛЕ
/НИЖНИЙОБЕРТОН
:ВЕРХНИЙОБЕРТОН.
Все цветные полоски на каждом графике уложены друг на друга. Это, так называемый, стек (стопка) графиков. Следует обращать внимание лишь на толщину цветной полоски. Какая в каком месте толще - то биение там и "слышнее".
Подход для анализа выбран максимально тупой - все обнаруженные пики сопоставляются друг с другом по порядку, являются ли они обертонами или "паразитными" тонами. Затем результаты усредняются. Понятно что при таком подходе большинство "биений" будет вызвано законными парами обертонов. Но бывают и "незаконные".
1. Первая картинка - движущаяся. Она начинает показ с ситуации когда амплитуды обертонов различаются лишь на 2 децибела. И далее это различие растет. Но примерно на 40 децибелах становится заметно что картинка почти перестает меняться. Видно что самыми заметными биениями являются октавные биения 2:1 (12 полутонов). Причем, в довольно большом диапазоне. На вторых ролях по заметности - дуодецимы (19) и квинты через две октавы (31). Биения в кварте (5) по сравнению с ними - не слишком заметны. В целом горб максимума полезной информации о биениях находится во второй слева четверти клавиатуры.
Странная аномалия наблюдается в районе 25-26 клавиши. Такое впечатление что слышимость биений обертонов интервалов в районе перехода к обвитым струнам у пианино заметно хуже.
1.

2. Аналогичная картинка но уже без движения по децибелам дана только для роялей. Видно что замеченная ранее странность пианино в переходе 25-26 клавиши отсутствует. Общий характер "горба" полезной информации - тот же.
Общую неплавность как первого так и второго графиков я могу объяснить либо не вполне верно выбранной "амплитудой" биений либо малой статистической выборкой. Скорее всего - и тем и другим.
2.

3. В третьей картинке все инструменты - и пианино и рояли сведены в кучу и вся куча пронормированна. То есть, математически общая "толщина" всего графика подогнана к единице. Таким образом мы можем наглядно судить об относительной полезности биений в тех или иных интервалах на всем диапазоне фортепиано. Судить можно по соотношению толщин соответствующих цветных полосок напротив каждой "клавиши".
3.

4. В данной картинке я попытался проанализировать сравнительную "слышимость" трех различных октавных биений.
4.

5. В этой картинке сведены воедино биения квинт и кварт. Видно что в левой крайней части клавиатуры есть "паразиты", не являющиеся "правильными" биениями квинт и кварт.
5.

Пока не могу понять куда подевались биения 8:6 в квартах. Буду разбираться.
P.S.: Разобрался. Я просто отсекал слишком высокие обертоны. Исправил. Вот отдельная картинка для биений кварт:

6. Иллюстрация для больших и малых терций. Синим и зеленым цветом - основные биения терций. Судя по картинке биения в малых терциях слышнее нежели в больших. Заметно большое количество паразитных биений в нижней четверти клавиатуры:
6.

7. Отдельно - биения в дуодецимах:
7.

Двойные октавы:
8.

9. Квинта через две октавы:
9.

Думаю что основываясь на подобном анализе можно было бы заставить настроечную программу самостоятельно подбирать те или иные интервалы для "подгонки" биений вдоль настроечной кривой. Для каждого инструмента индивидуально или на основе статистики.
P.S.: Читая
ЗДЕСЬ про
слышимость биений задумался как можно было бы объяснить то что там написано физически или математически. Пока мне не вполне непонятно. Как только пойму - прикрутить это к графикам подобным приведенным будет лишь дело техники. Пока я не пользовался соображениями, приведенными в этой статье.