daly писал(а):
В среднем перерыв от 3 до 6 лет. Но каждый случай индивидуален. Если инструмент у девочки в 1 классе, это одно, в этом случае полчаса. А, если пианино у студента консерватории, да еще "спецфортепиано" то там совсем другое - можно и 5 часов провозиться, а иногда два дня.
если нормальные по частоте настройки на домашнем фортепиано (несколько раз в год), сколько времени каждый раз тратите на механику в среднем (не считатая случаев ремонта)? Я к тому, что времени на настройку в совокупности уходит намного больше, чем на регулировку, при частых настройках. В залах рояли ведь настраивают каждый раз перед концертом, хоть каждый день, и тут на механику явно меньше времени идёт. Так пусть каждый день настраивает автоматика, а раз в полгода можно пригласить регулировщика на дом. Хотя, в концертных залах, наверно, после каждого концерта есть чего подрегулировать? Кроме того, теперь карбоновые механики идут на замену дереву...
А почему девочке 1-ого класса меньше регулируете, меньше раздалбливает? )
daly писал(а):
По поводу перестроить в другой строй - это скорее капризы или просьба специальной кафедры по теории музыки. Музыка для ф-но вся написана в РТС, а если кто-то желает услышать переложение более древних сочинений в их оригинальных строях, то тут я противник таких мероприятий. Сочинения написаны не для ф-но, значит и слушать его нужно на оригинальном инструменте. Камертон в те века был другим, инструменты древности настраивались в другой тональности, причем в разных странах был свой камертон со своей частотой (и то, камертон появился не сразу) значит и тональность на современном рояле не оригинальная. Неравномерная темперация это не шедевр искусства, а следствие акустических несовершенств, поэтому наслаждения от такой настройки не получить. Наоборот, древние произведения именно в РТС приобретают наиболее ясное и колоритное звучание. Это подтверждается тем, что музыканты, приезжающие к нам с музыкой барокко и древних времен, даже на своих исторических инструментах делают РТС, а не свой исторический строй произведений той эпохи, что они исполняют.
Думаю, эта тема довольно дискуссионная. Вспоминается книга "Как исполнять Баха", в ней собраны статьи разных музыкантов, но нет единого общего мнения и среди профессионалов, хорошо ли исполнять того же Баха на рояле, но часть из них считает, что хорошо. Я думаю, что годно всё то, что хорошо звучит и являет искусство. Как в эпохе барокко часто играли не на тех инструментах, для которых написана музыка, а которые в данный момент есть под рукой. Всё-таки у мысли может быть много форм высказывания. Пусть этот вопрос решает исполнитель и слушатель. И современный композитор, у которого есть возможность использовать любой строй, т.к. это так же может являться средством выразительности и мышления.
daly писал(а):
Это подтверждается тем, что музыканты, приезжающие к нам с музыкой барокко и древних времен, даже на своих исторических инструментах делают РТС, а не свой исторический строй произведений той эпохи, что они исполняют. За 20 лет работы меня просили всего несколько раз настроить клавесин в какой-то (не помню) темперации.
Вчера пообщался с одним нашим клавесинистом, ранее ведущим у нас активную исполнительскую деятельность, теперь продолжающий концертировать в европе. Играет с многими барочными ансамблями. Он говорит, что РТС вообще никогда не использует в своей практике ни сольного, ни ансамблевого исполнительства. Лучшая темперация в барочке клавесина со струнниками - мезатоника 1\6 коммы для музыки 17-ого века. В музыке 18-ого века уже появлются более далёкие тональности, тогда нужно адаптироваться, к примеру, расширять терции. Здесь один из более выгодных вариантов темперации описывает европейский клавесинист Ketil Haugsand (на ютубе есть с ним ролики). Насколько я понял, эта темперация несколько похожа на темперацию Рамо. У меня жена клавесинистка, тоже говорит, что РТС часто просят струнники и дирижёры, но сами клависисты не очень любят его использовать ) На практике же клавесин сам по себе быстро расстраивающийся инструмент, а большая часть струнников неважно строят интонацию. В итоге получается обычно всё немного фальшиво ))