Доремидо... писал(а):
В чем выражается "сдвиг высоты тона" относительно "изменения их фазы"?
В том то и дело что это вообще фантастика какая-то. Но если понимать высоту тона как весьма сложное и субъективное ощущение то в книге рассмотрены многие факторы, влияюще на него. Часто эти факторы весьма неожиданны. Фаза вот, к примеру.
Применительно к фортепиано фазу можно упрощенно свести к моменту удара молоточка по струне (струнам). Тогда, например, если струны в интервале возбудить неодновременно, фазы колебаний (сдвиг фаз) будут различаться от раза к разу и, выходит, при каких-то условиях это может сказаться на субъективном ощущении высоты звука.
Я не настройщик и не психоакустик но вспомнил как
AlexHutor упоминал "плавание" тона биений и мне захотелось найти упоминание каких-нибудь загадочных факторов восприятия звуковысотности. Вот, нашёл. Возможно, конечно, к практике это не имеет никакого отношения.
Вот ещё, например, интересное свойство фазы: "Для музыкальных сигналов, содержащих много низких и высоких гармоник, изменение фазовых соотношений может привести к улучшению четкости восприятия высоты, не вызывая ее сдвига" на странице 13. Впечатляет! И этим ведь реально пользуются звукоинженеры.