ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО
http://afmforum.ru/

Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)
http://afmforum.ru/viewtopic.php?f=14&t=857
Страница 1 из 2

Автор:  Сергей [ 18 фев 2019, 20:24 ]
Заголовок сообщения:  Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Узнал для себя много нового и интересного о звуковысотности:

http://digitalmusicacademy.ru/sites/def ... ustika.pdf

Обращает на себя внимание понятие критических полос человеческого слуха при восприятии звуковысотности. Также о роли фазы колебаний в звуковысотности: "Для сигналов, содержащих в основном высокие гармоники, изменение их фазы может вызвать сдвиг высоты тона"

Работы Ирины Аркадьевны Алдошиной давно стали классикой в среде звукорежиссёров.

Автор:  Доремидо... [ 18 фев 2019, 23:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Хотелось бы понять это: "Для сигналов, содержащих в основном высокие гармоники, изменение их фазы может вызвать сдвиг высоты тона"
В чем выражается "сдвиг высоты тона" относительно "изменения их фазы"?
Что есть "изменение фазы"?
Касаемо настройки дисканта (крайнего) отмечу, что, как давно практикующий настройщик, руководствуюсь правилом подчинить дискант к общей гармонии центра, прослушивая свою настройку и делая поправки при необходимости.

Автор:  Сергей [ 19 фев 2019, 00:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Доремидо... писал(а):
В чем выражается "сдвиг высоты тона" относительно "изменения их фазы"?
В том то и дело что это вообще фантастика какая-то. Но если понимать высоту тона как весьма сложное и субъективное ощущение то в книге рассмотрены многие факторы, влияюще на него. Часто эти факторы весьма неожиданны. Фаза вот, к примеру.

Применительно к фортепиано фазу можно упрощенно свести к моменту удара молоточка по струне (струнам). Тогда, например, если струны в интервале возбудить неодновременно, фазы колебаний (сдвиг фаз) будут различаться от раза к разу и, выходит, при каких-то условиях это может сказаться на субъективном ощущении высоты звука.

Я не настройщик и не психоакустик но вспомнил как AlexHutor упоминал "плавание" тона биений и мне захотелось найти упоминание каких-нибудь загадочных факторов восприятия звуковысотности. Вот, нашёл. Возможно, конечно, к практике это не имеет никакого отношения.

Вот ещё, например, интересное свойство фазы: "Для музыкальных сигналов, содержащих много низких и высоких гармоник, изменение фазовых соотношений может привести к улучшению четкости восприятия высоты, не вызывая ее сдвига" на странице 13. Впечатляет! И этим ведь реально пользуются звукоинженеры.

Автор:  Сергей [ 18 мар 2019, 17:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

О как!

"Когда один тон подается в правое ухо, а другой, незначительно отличающийся по частоте, - в
левое, в слившемся слуховом образе воспринимаются биения, которые лежат в основе
определения консонансных и диссонансных интервалов звуков.
Интересная особенность бинауральных биений состоит в том, что они проявляются при полной акустической изоляции
обоих звуков, поступающих в левое и правое уши. Очевидно, бинауральные биения возникают
в определенном месте центральной нервной системы при взаимодействии нейронной
активности, кодирующей поступающие в оба уха звуки. Нейроны, дающие ответную реакцию
на огибающую бинауральных биений, обнаружены в нижних отделах головного мозга
"

В литературе также можно прочесть о т.н. фантомах (комбинационных тонах) - биениях, возникающих на базилярной мембране. То есть, в ухе.

И это все - кроме самых обычных, заурядных небинауральных биений. Одним ухом ведь тоже можно слышать биения?

Автор:  daly [ 18 мар 2019, 17:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Надо будет как нибудь проделать этот опыт...

Автор:  Rusland Oskol PM [ 18 мар 2019, 23:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Цитата:
"Для музыкальных сигналов, содержащих много низких и высоких гармоник, изменение фазовых соотношений может привести к улучшению четкости восприятия высоты, не вызывая ее сдвига" на странице 13. Впечатляет! И этим ведь реально пользуются звукоинженеры

К улучшению четкости восприятия, более подробной детализации звука (мелодии, партии) звукорежиссёры, аранжировщики сначала добиваются, "играя" с гармониками, с помощью гармонайзеров, энхансеров и подобных девайсов, а уж потом "крутят фазу" . А по поводу изменить фазовые соотношения, не сдвигая фазы..... .... :duma: пойду почитаю....

Автор:  Сергей [ 19 мар 2019, 01:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Rusland Oskol PM писал(а):
А по поводу изменить фазовые соотношения, не сдвигая фазы..... .... :duma: пойду почитаю....
без сдвига высоты

Автор:  Сергей [ 28 мар 2019, 19:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

Ещё в библиотеку:
Алдошина И., Приттс Р. - Музыкальная акустика 2006 - учебник для ВУЗов - чрезвычайно интересный современный курс. Такие темы как высота звука, тембр, интонировка и не только.

Автор:  Сергей [ 19 фев 2021, 12:52 ]
Заголовок сообщения:  акустические иллюзии

В психоакустике масса интересного. Например, подобно известным оптическим иллюзиям есть масса иллюзий акустических которые отчасти могут объяснить субъективные особенности слуха настройщика или музыканта.

Особенностью моего немузыкального и ненастройщицкого слуха например является то что я с большим трудом воспринимаю английский по цифровым телефонным каналам, особенно от неанглоговорящих спикеров. Надо практиковаться

В данном случае я едва ли разобрал 50% того что сказано здесь про аудио-иллюзии но сами иллюзии довольно интересны. Комментатор обращает наше внимание на различное восприятие слуховых иллюзий правшами и левшами. Кто бы мог подумать! И часто заявляет что "с левшами все выглядит сложнее". О как!

https://youtu.be/TVsMiSrlSSc

Автор:  Ванька [ 20 фев 2021, 00:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)

На негармоничных струнах фаза одних частичных тонов и так
постоянно плывет относительно фазы других. Для определенности, например, относительно фазы основного тона. Раз это влияет на субъективную высоту тона, то по этой логике мы должны даже на одной струне слышать некие высотные биения, много раз подряд. Интересно, кто-то их слышит? Отзовитесь, если есть такие. Поющие струны не в счёт.
В той книге, что я выписывал из штатов, Левитан, он этим разбегом фаз объясняет некую плавную эволюцию тона в одиночной басовой струне. На осциллограмме нельзя выделить строго одинаковые повторяющиеся элементы, как на гармоничных сигналах, и дескать, вот поэтому все. Мне такое объяснение как-то не очень. Думается, что амплитуда высших гармоник затухает в навивке и деке быстрее, от этого ухо постепенно перестает цепляться за верхние обертоны и субъективный тон идёт на понижение. Это из той же оперы, когда запись пианинного баса слушаешь через смартфон - высят донельзя, а через наушники или мониторы -все отлично.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/