ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)
СообщениеДобавлено: 20 фев 2021, 01:12 
Аватара пользователя
Про комбинационные тоны тоже история мутная. Есть унтертон - это обычные биения, то есть разность частот, которая больше 20Гц и поэтому воспринимается как самостоятельный басовитый тон. Возникает унтертон в том числе в абсолютно линейной по звуковому давлению области. То есть даже на самых тихих звуках. Только слышно его плохо, когда тихо, чувствительность ушей к басам низкая, и унтертон может оказаться ниже порога слышимости. Вспомним про тонкомпенсацию. Поэтому, чтобы услышать унтертон, играть нужно достаточно громко, но до зудения в ушах доходить необязательно.
Также читал версию, что комбинационные тоны - это продукты нелинейных искажений в ухе. Вот тут стоит отметить, что при интермодуляциях синусы не только складываются но и влияют друг на друга, то есть перемножаются. При интермодуляциях мы обязаны слышать не только разницу, но и сумму частот- так уж устроено произведение синусов. Вот когда кто-то эту сумму, более высокую, чем исходные синусы, отчётливо услышит - можно вполне законно грешить на нелинейность. А так, без суммы, базилярная мембрана, молоточек, наковаленка, стремя, барабанная перепонка, ушная раковина - притянуто за уши :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Ирина Алдошина. Основы психоакустики (PDF)
СообщениеДобавлено: 20 фев 2021, 23:53 
Аватара пользователя
Ванька писал(а):
Также читал версию, что комбинационные тоны - это продукты нелинейных искажений в ухе. Вот тут стоит отметить, что при интермодуляциях синусы не только складываются но и влияют друг на друга, то есть перемножаются. При интермодуляциях мы обязаны слышать не только разницу, но и сумму частот- так уж устроено произведение синусов. Вот когда кто-то эту сумму, более высокую, чем исходные синусы, отчётливо услышит - можно вполне законно грешить на нелинейность. А так, без суммы, базилярная мембрана, молоточек, наковаленка, стремя, барабанная перепонка, ушная раковина - притянуто за уши :)


Если речь идёт о субъективных "унтертонах", т.н. missing fundamental, то, хотя когда-то, в древности, предполагалось, что они возникают из-за нелинейностей во внутреннем ухе (подобно тому, как могут возникать интермодуляционные тоны, например, в усилителе электрогитары), эта теория уже устарела. По меньшей мере два опыта её опровергают.
Во-первых, если бы унтертоны возникали таким образом, то при подмешивании реального, физического тона с частотой близкой, но не равной частоте субъективного унтертона, возникали бы биения. Например, при одновременном восприятии тонов 400 Гц и 500 Гц бывает слышен унтертон с частотой 100 Гц. Если к этим двум тонам, 400 Гц и 500 Гц, ещё добавить негромкий тон с частотой, скажем, 105 Гц или 95 Гц, то можно было бы ожидать, что будут слышны биения с частотой, соответственно, 5 Гц. При должным образом подобранной амплитуде этого добавленного тона эти биения были бы весьма чёткими. Но на самом деле в такой ситуации никаких биений человек не слышит. Где-то я об этом опыте читал, не помню, где. Вывод: унтертоны не возникают физически в ухе, по крайней мере, до улитки.
Другое опровержение "нелинейной" теории заключается в том, что если бы эта теория была верна, то частота унтертона была бы равна частоте разностного тона даже в том случае, когда физически слышимые тона не являются точными гармониками какой-то частоты. Например, при одновременном восприятии тонов 430, 530, 630 Гц разностный тон имел бы такую же частоту, как при частотах тонов 400, 500 и 600 Гц, - то есть 100 Гц. Но на самом деле в 1-м случае субъективный тон будет заметно выше, чем во 2-м. Больше похоже на то, что высота субъективного тона (я думаю, что применительно к субъективным унтертонам говорить о "частоте" не вполне корректно, поскольку они всё-таки не являются физическими колебаниями) такова, чтобы реально слышимые тона оказывались хотя бы близки к гармоникам этого тона. Это, конечно, упрощённо, в общих чертах. Например по отношению к частоте 106 Гц тон 430 Гц является чуть завышенной 4-й гармоникой, 530 Гц в точности совпадает с 5-й, 630 Гц - уже слегка заниженная 6-я гармоника. Поэтому и высота субъективного "унтертона" в данном случае примерно соответствует частоте 106 Гц, как "компромиссной", а не 100 Гц.
Кстати, если бы эти унтертоны были разностными тонами, возникающими из-за нелинейности, то при восприятии мажорной терции, расширенной на 13,7 ц. (как в РТС) унтертон получался бы более чем на 1/4 тона выше, чем унтертон для такой же терции, но чистой. При восприятии темперированного мажорного трезвучия унтертоны образовывали бы вообще некоторую какофонию: в частности, мы бы должны были слышать образуемый этими тонами интервал, на 1/4 тона уже октавы.
Происхождение субъективно слышимых унтертонов, судя по всему, связано не с нелинейностью уха, а с тем, как слух (и не обязательно ухо как таковое, но, скажем, мозг) определяет частоту основного тона по гармоникам. Слух (или сознание, или мозг - как угодно назовите) старается связать элементы в нечто цельное, подобно тому, как видя рисунок, составленный, например, из точек или отдельных штрихов, мы видим в нём очертания, контуры предметов, хотя связных контуров как таковых там "на самом деле" нет.

Что же касается влияния фаз гармоник на звучание, о чём в этой теме выше упоминалось, - лично я прежде не знал, что они влияют на субъективно воспринимаемую высоту звука. Но вот на тембр фазы влияют вне сомнения, хотя и не так, как амплитуды. Раньше, в древности, считалось, что фазы на тембр не влияют - был так называемый "закон Ома", который об этом гласил (не тот закон Ома, который про электрические цепи, а другой).
У кого есть синтезатор или хотя бы MIDI-клавиатура и немного свободного времени, тот может попробовать провести такой эксперимент: создайте для синтезатора патч, в котором будет очень простой звук, полученный, например, путём аддитивного синтеза, состоящий из нескольких первых гармоник - скажем, с 1-й по 4-ю или по 6-ю - и незатухающий. Это будет отдалённо напоминать тембр электрооргана. Пусть в этом патче будет на каждую ноту по отдельному сэмплу, и во всех сэмплах амплитуды тонов будут одинаковыми, но фазовые отношения будут хаотично варьироваться от ноты к ноте - можно их задать с помощью генератора случайных чисел. И попробуйте поиграть на синтезаторе с таким патчем. Я когда-то пробовал, впечатление - ужасающее: кажется, что каждая нота звучит по-разному, никакой цельности тембра нету. Если же задействованы более высокие гармоники, то влияние фаз становится ещё более заметным. В целом, когда фазовые отношения между гармониками хаотичны, звук от этого становится грязным и как бы смазанным, в то время как при максимально упорядоченных фазах он получается чёткий и сладкий.
Но наиболее отчётливо влияние фаз слышно, в основном, на синтетических звуках; на акустических инструментах оно почему-то менее заметно, или, по крайней мере, так кажется. Действительно, в звуке фортепиано, из-за негармоничности, фазовые отношения обертонов постоянно меняются, но постоянного изменения тембра при этом как-то не очень слышно. Лично для меня это не вполне понятно. Очевидно, что фазы на тембр влияют, но, видимо, не просто слабее, чем амплитуды, а как-то принципиально иначе.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ]  На страницу Пред.  1, 2

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles