Моя "тюня" (TuneLab-Android) - надежная помощница в работе. "Слышит" весь диапазон от А0 до С8 без затруднений. Я уже писАл о достоинствах этой и подобных ей программ: (
static.php?p=klopov3), и своего мнения на этот счет с тех пор не поменял. С помощью "тюни" настраиваю в следующем порядке:
1. Определение меры спущенности строя в центах относительно желаемой высоты строя (среднее по всем восьми А), dn - по "тюне".
2.Расчет "перетяжки" d+ в центах по формуле d+ = dn/(4±4,5) - в уме.
3. Настройка А3 на d+ центов выше желаемой конечной высоты строя - по "тюне".
4. Настройка начерно - только на слух, так у меня получается быстрее, см.
static.php?p=klopov115. Если "недолет" или "перелет" великоват, следует второй черновой проход - на слух.
6. Темперация по "тюне" в пределах А3 - А4 с последующей коррекцией по критериям равномерного возрастания частот биений в хроматических последованиях б.терций, ч.кварт , ч.квинт и б.секст.
7. Настройка вверх по "тюне" с продолжающимся контролем по вышеназванным критериям (плюс б.децимы). Начиная примерно с начала 3-й октавы "тюня" начинает заметно привирать, но зато очень четко показывает разницу между настраиваемым звуком и вторым частичным тоном звука октавой ниже., что очень помогает найти истину. Так доходим до С8.
8. Возвращаемся в малую октаву и идем вниз на слух, но "тюня" включена и продолжает "слушать". Иногда и здесь бывает, что ее мнение я предпочитаю мнению моих ушей. Но это случается редко, главным образом, в зоне контр- и субконтроктавы маломерных пианинцев и рояльчиков, где звук уже интонационно неопределен.
Ну, и понятно, когда вокруг шумно (сосед за стенкой с перфоратором, уборщица с пылесосом, духовики и смычкисты дудят-пилат и пр.), "тюня" незаменима, только она и выручит.
А все же стальной камертон с собой на работу ношу.