Доремидо... писал(а):
Да уж!!! Вот о чем догадываться не приходилось, так это об искривленных ладах гитары. А что там у нас? Шаблоны "допустимых" критериев? Или как это назвать, когда фабрикант делает очень просто, с небольшими поправками длинны струны к её толщине. А общей гармонией должны заниматься мы, вступая в компромисс с обстоятельствами обусловленной негармоничности? Кстати, интересные примеры приведу: Рояль Блютнер, кабинетный, маленький, по выстраиванию кривой Рейлсбека, имеет всего лишь 0,8 отклонений для С-5, а рояль Ямаха CF, "суперконцертный" - 1,2 для той же С-5. Как это объяснить? Почему больше? Конечно, я не владею математическими знаниями природы звуковых колебаний, но может быть кто-то из Мэтров прояснит мне это, как говорится, "на пальцах".
"На пальцах" я вряд ли смогу объяснить, но есть некоторые соображения. Не люблю цифры, поэтому постараюсь выложить их более лирично.
Как всё в природе относительно, так относительны и кривая Рейлсбека, и гармоничность/негармоничность инструментов. Какие-то инструменты по заложенным в них изначально фабрикой критериям требуют большей "растяжки" краёв, какие-то меньше. И это всё называется особенностями тембра, мензуры, характера звучания инструментов, и даже философией звука фабрики с её традициями и меняющейся модой на сам звук.
Даже процесс настройки- он тоже относителен: мастер по своему вкусу может подзавысить или подзанизить края настраиваемого инструмента, разумеется, в пределах допустимого, для того, чтобы изменить в ту или иную сторону характер звучания. Например, для эффекта более "героического", раскатистого звучания, которого хотят добиться музыканты в некоторых случаях, настройщики вынуждены задирать дисканты и ощутимо опускать басы. Естественно, что показатели абсолютных значений разных настроек одного и того же инструмента будут тоже разными. Или другой пример: вместо основного стиля Average можно применить другой стиль настройки, и цифровые значения тоже поменяются.
Факторов, из которых складывается настройка, много. Наша же задача- согласно нашим знаниям, правильному вкусу, требованиям музыканта и возможностям инструмента найти компромисс в виде хорошей настройки. А о критериях хорошей настройки я здесь писать уже не буду, ибо они давно известны, и повторяться нет смысла. А цифры программы- это такой же относительный инструмент оценки. Но мы ведь при игре на рояле не цифры слушаем и оцениваем, а музыку. Она- итог нашей работы.