Коллеги, здравствуйте!
Перед основными вопросами, позвольте небольшое предисловие.
Доводилось мне приводить в относительный порядок, несколько инструментов весьма преклонного возраста, которые не настраивались по нескольку десятилетий. Среди них Оffenbacher, F. MUHLBAH, R. RATKHE, рояль J. BECKER, еще пара менее известных пианино. У этих инструментов строй мной был поднят до 432, 435, и некоторые 440 Гц.
Но вот, пришлось мне столкнуться с обердемпферным пианино. Строй был снижен на 1,5 тона. Многие вирбеля осажены, посадка на 3+. Решил поднять строй на тон - до 415Гц. Поднимал в два приема по 0,5 тона с промежутком в 3-4 часа. Начинал с зоны темперации и разносил октавами по диапазону вверх и вниз, сразу настраивая целиком хор тройных и двойных струн.
Через 2-3 часа после моего ухода с адреса, внутри пианино раздался специфический звук. Рама треснула. В среднем, строй был около 408 Гц.
На ум пришла поговорка - У каждого хирурга есть свое кладбище. Каюсь, это первый инструмент который я отправил в последний путь...
Подскажите пожалуйста, имеется ли какие-либо методические рекомендации, по работе с инструментами возраста 100+ ?
В настоящий момент на форуме есть темы связанные с подъемом строя и среди них много выдающихся материалов где подробно описано как НАДО выполнять ПРАВИЛЬНО настройку с подъемом строя, огромное спасибо авторам!
Поделитесь пожалуйста опытом, или ссылками на соответствующие разделы форума откуда можно было бы почерпнуть понимание - как определить на какую высоту строя можно настраивать инструмент (при условии соблюдения ПРАВИЛЬНОГО/деликатного способа подъема строя), чтобы избежать фатального результата.
Спасибо за внимание!