Уважаемые коллеги! Масса проблем понимания не только друг друга, но и даже того, что мы делаем сами, возникает из-за "схлопывания" в одном терминологическом определении различных сущностей. В них я и предлагаю разобраться. Во-первых, что следует называть расширенной октавой. Все мы знаем, что частоты обертонов вследствие их негармоничности всегда бывают чуть выше расчётных величин. Следовательно, если ля первой октавы мы настроим точно на 440 Гц, а ля малой октавы точно на 220 Гц, то 2-я гармоника ля малой октавы в силу негармоничности будет чуть выше, чем 440 Гц. То есть по основным тонам октава ля-ля будет иметь классическое соотношение 2:1 (или, если вам угодно, 1:2), а по интервалообразующим гармоникам не 1:1, а 0,9...:1 (или 1:0.9...). Как такую октаву называть, если по частотам основных тонов она натуральная, а по интервалообразующим гармоникам суженная, то есть акустически не чистая, поскольку в ней будут прослушиваться биения? Далее: убираем биения, слегка понизив ля малой октавы; при этом 2-я гармоника приобретёт частоту 440 Гц, а первая, т. е. основной тон, будет уже не 220 Гц, а 219 с чем-то. Как мы теперь назовём эту октаву, если по акустическим характеристикам она чистая, т. е. без биений, но по частотам основных тонов не 2:1, а более, 2 с чем-то к 1! Она что - чистая или расширенная? Теперь возьмём ля первой октавы и второй. Если верхний звук мы настроим ровно на 880 Гц, то между этим основным тоном и второй гармоникой ля первой октавы, частота которой в силу негармоничности чуть выше 880 Гц, возникнут биения, то есть по основным тонам октава будет 2:1 (1:2) а по интервалообразующим гармоникам заужена. Убираем биения, повысив ля второй октавы. Когда соотношение частот интервалообразующих гармоник составит 1:1, октава станет акустически чистой, но по соотношению частот основных тонов она будет расширенной, т. е. не 2:1 (1:2), а шире. Как мы и её назовём? Это так называемое математическое выражение акустических реалий. А теперь обратимся к физиологу Г. Гельмгольцу, который в работе об особенностях слухового восприятия музыки говорил о вкусовых предпочтениях слуха, которому кажется, что басы звучат правильно, если они чуть ниже, чем должно, а верхи - если они чуть выше. Причём для каждого слуха по-разному. Следовательно, о расширении ли речь или если о расширении, то о каком: по основным тонам, чтобы соотношение их частот стало более 2:1, а по интервалообразующим гармоникам составило 1:1 и октавы стали акустически чистыми, или по интервалообразующим гармоникам, где соотношение не 1:1, а 1 к 1 с чем-то, или по вкусовым параметрам, при которых октавы не чисты, и один настройщик считает их звучание прекрасным, а другой безобразным? Вот сколько вопросов и, не ответив на них, можно ли что-либо утверждать?
|