ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 07:48 
Аватара пользователя
Уважаемые Товарищи.
Предлагаю разобрать одну тему.
Озаглавил бы ее так:
"Возможность закрепления колка при настройке в особых случаях может быть осуществлена только при использовании того или иного тюнера".
Зная о том, что большинство участников форума используют ТунЛаб, я в том числе,,, решил поместить свой пост сюда. Если Администраторы сочтут нужным определить его в другое место, то я не против.
И так:
Рояль "Гротриан", больше кабинетного, 85 клавиш, находящийся у меня в постоянном обслуживании много лет.
Начал я его настраивать, когда никакими программами не пользовался. Дело в том, что невыносимо сложная настройка из-за невозможности найти верное положение колка и выровнять сектора натяжения струн практически по всему диапазону, просто выводила из себя.
Представьте себе, что вы осуществляете значительный поворот вирбеля, а тон остается неизменным, после чего, продолжая это делать рабочая часть струны все-таки реагирует и резко поднимается почти на пол тона вверх. Естественно, дальше я стремлюсь поставить ее на свое место, опять кручу, соответственно вниз уже.... Уже думаешь, а на сколько градусов необходимо повернуть колок, что бы все встало на свое место? А результат оказывается такой же, только в соотношении пол тона вниз, при заставляющих сильных ударах по клавише.
Я, конечно же нашел способ усмирять струны на полу-ходе вращения вирбеля, заставил хоть как-то близенько выравниваться напряжениям по секторам, но результат меня все-равно не устраивал, инструмент расстраивался быстро. Я так понял, что мои предшественники особливо не вытруживали настройку рояля и, впервые увидев его, просто не имел сомнений, что слабые колки. А они то как раз, оказались очень-таки хорошо сидящими.
С приобретением тюнера ситуация изменилась. Представьте себе экран, где индикатор ловит малейшее поползновение струны.
( Хочу пояснить, что именно этот рояль, как исключение, настраивается подводкой снизу. Установка замка сверху не дает выравнивать напряжение струны даже самыми сильными ударами.)
Так вот, при подъеме струны снизу, индикатор реагирует в начале тогда, когда струна только лишь сорвалось со своего места. Вот тут и ловишь ее мгновенным обратным движением ключа, что бы не прыгнула выше нужного. СкАжите, мол и октавой без тюнера можно сделать то же самое??? Наверное да..., можно. Но на сколько это качественно получится? Успеете вы заметить начало движения тона вверх, вслушаться в октаву (желательно еще в кварту и квинту) и погасить обратным движением ее взлет? Еще надобно учесть, что инструмент старый и "злые обертоны" присутствуют почти в каждом хоре от второй октавы и выше, что намного усложняет вслушивание с исканием правды.
Вывел я его в идеальное состояние за два подхода, поскольку все-таки найти "алмазный замок" ко всем струнам с первого раза не удается, а во второй раз уже корректируется исправляя немногочисленные ошибки. И настраиваю раз в год, поскольку не расстраивается почти совсем. Сам лично пришел к такому выводу, что с подобной сложностью настройки без тюнера не справится даже Копперфильд))).

_________________
No pises el césped. Gracias.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 09:52 
Аватара пользователя
Доремидо..., это полезно, но я к сожалению таким виртуозом ключа не являюсь. конечно чтото пытаюсь делать в подобных случаях, но все же до Вас мне далеко. и вот хочу спросить о похожем случае: у меня есть инструменты на работе, где струны нормально движутся, но скачками крутятся вирбеля. в этом случае есть ли какие нибудь приемы и помогает ли тюнлаб с такими колками справится?

_________________
Вам со мной будет стыдно, но не скучно


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 14:35 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги Доремидо и Daly!
Возможно, описания приёмов, которыми я пользуюсь в случаях непредсказуемого поведения вирбелей и струн, Вам в чём-то помогут. Для удобства изложения привожу их под порядковыми номерами.
1. Если струна не реагирует на вращение вирбеля или, точнее, реагирует не сразу, "проскакивая" нужную высоту тона, значит по ряду причин (чаще всего это угол "излома" в направлении натяжения струны в аграфе или на клангштабике) сила трения в месте контакта струны и детали опорной конструкции выше силы натяжения. Мне в таких случаях помогает нанесённая в место контакта микроскопическая капелька обезвоженного масла (это ружейное масло, но не щелочное, которым снимают нагар в стволах, а то, которым их смазывают после чистки).
2. Если вирбель вращается скачками, значит его после обезжиривания перед запрессовкой в гнездо либо не натёрли мелом вовсе, либо натёрли недостаточно. Если он вращается с достаточно большим усилием, иногда медленно и аккуратно его извлекаю вращением, обезжириваю, натираю мелом и запрессовываю (но не завинчиваю!) обратно. При этом прочность посадки вирбеля в гнезде, конечно же, несколько страдает, но не настолько, чтобы он перестал надёжно удерживать натянутую струну. Но это зло меньшее, чем вращение скачками. Если же он вращается с усилием небольшим, часто помогает следующий приём: наращивая усилие, прилагаемое к рукояти ключа, придаю руке состояние вибрации (проще говоря, заставляю её дрожать). Вирбель всё так же вращается скачками, но при этом скачки делаются "микроскопическими", благодаря чему чаще всего удаётся "попасть в нужный тон".
3. Если же не помогает и это, действую следующим образом. Получив небольшую перетяжку струны, делаю "микроскопический" скачок в сторону ослабления её натяжения (струна при этом, как правило, не меняет высоту тона), а затем выполняю процедуру её принудительной "обтяжки" до получения нужной высоты тона с помощью специального приспособления. Если тон снизится больше необходимого, приём повторяю. Для более детального ознакомления с приёмом привожу фрагмент главы из моей книги. Как следует из описания приёма, он придуман для несколько иной цели, но вполне может пригодиться для устранения проблемы, о которой мы ведём речь.

Цитата:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СТАБИЛИЗАЦИИ СТРОЯ


Как мы уже понимаем, при окончательной, чистовой настройке, получив в интервале нужный темп биений, самое сложное - эти биения стабилизировать, то есть обеспечить струнам постоянство натяжения не только во время настройки, но и на период достаточно долгой эксплуатации музыкального инструмента, то есть до следующей настройки, ради чего, собственно, настройка и существует.

Один из обязательных технологических приёмов, именуемый «установка вирбеля», или «замок», уже дан в описании правил настройки. А здесь мы предлагаем описание хорошо опробованного на практике дополнительного приёма, который значительно повышает стабильность строя. К сожалению, система стабилизации строя у фортепиано даже при технически правильно выполняемой настройке остаётся крайне несовершенной. В этом несложно убедиться, если, тщательно настроив между двумя струнами хора приму с унисоном, даже при соблюдении всех вышеописанных правил, всего лишь несильно надавить пальцем на одну из двух струн и послушать, как изменилось звучание. Непременно выяснится, что от акустической чистоты примы не осталось и следа. Но эту нестабильность положения фортепианных струн можно успешно использовать в целях тончайшей настройки во всех методиках, а главное - в методе синхронизации, к ознакомлению с которым мы приближаемся и который вынуждает работать с максимальной точностью; что становится возможным, если в технологию настройки ввести процедуру принудительной обтяжки струн. Для этого рекомендуем изготовить специальное приспособление в виде медного наконечника, напрессованного на жало короткой крестообразной ручной отвёртки, с желобком на торце «пера» наконечника, предохраняющим его от соскальзывания со струны при нажиме на неё.



Изображение


Некоторые настройщики мастерят аналогичное приспособление целиком из дерева твёрдых пород. Правило пользования приспособлением таково: сначала следует настроить струну с небольшой перетяжкой, затем осадить вирбель, получив в звучании настраиваемого интервала темп биений, пока что близкий к необходимому, а затем обтянуть струну нажимом на неё до окончательного установления необходимого темпа биений. Несколько таких упражнений помогут быстро выработать устойчивый навык, а применение процедуры обтяжки струн, как показывает практика, даёт гораздо более стабильный строй, чем настройка без такой завершающей процедуры. Обвитую струну, чтобы не повредить её навивку, следует обтягивать близ аграфа или клангштабика на участке, свободном от навивки. Операция по обтяжке струн особенно желательна и полезна при настройке области темперирования, что позволяет сохранить её «эталонные» характеристики не только на период настройки, но и гораздо дольше.





Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 15:39 
Мэтр
Аватара пользователя
Извините, коллеги, забыл самое простейшее. Если возникла ситуация, описанная в п. 1 предыдущего поста, иногда её можно выправить, увеличив силу ударов по клавишам в процессе настройки (т. е. перейти на уровень громкости форте или фортиссимо). Усиленная вибрация струны в процессе колебаний уменьшает трение в месте контакта струны с деталью опорной конструкции, отчего струна начинает более чутко реагировать на вращение вирбеля. Остальное - в материале предыдущего поста.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 18:59 
Аватара пользователя
Мне тоже иногда попадаются такие злопакостные рояли, где очень тяжело выравниваются натяжения между рабочим и передним нерабочим отрезками струн. Проблемы всегда сильнее в дисканте, чем в нижней части диапазона.
На мой взгляд, тут важно действовать минимальными сдвигами колков, избегая размашистых движений, сопровождая их частыми сильными проколачиваниями по клавише.
В особо трудных случаях - смазывание каподастра (или аграфов) проникающей смазкой (напр. WD-40), за исключением басов, или ремонт - чистка струн, полировка передних порожков (если они есть), замена сукна на подушках.

_________________
Богородица, Путина прогони!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 21:43 
Аватара пользователя
daly писал(а):
Доремидо..., это полезно, но я к сожалению таким виртуозом ключа не являюсь. конечно что-то пытаюсь делать в подобных случаях, но все же до Вас мне далеко. и вот хочу спросить о похожем случае: у меня есть инструменты на работе, где струны нормально движутся, но скачками крутятся вирбеля. в этом случае есть ли какие нибудь приемы и помогает ли тюнлаб с такими колками справится?

Daly, Вы приуменьшаете свои возможности. Уверяю, что все и у Вас может в подобных ситуациях складываться очень-таки недурственно. Мне повезло с тем, что приобрел опыт сравнения, когда настраивал подобные инструменты которые были чуть расстроенными. Я, с горем пополам, чистил настройку, но после обнаруживалось, что инструмент расстроил еще больше, чем было до собственной настройки. Переживаниями, терзаниями самого себя, занимался поисками решения своих проблем. В последствии родился такой вот лозунг в голове моей: "Инструмент не должен доминировать настройщика своими всякими капризами", а подход настройщика к инструменту сравниваю с работой хорошего массажиста-костоправа, способного своей энергией, душой исправить болезненное, вымученное долгим временем, тело.
По следующему пункту отвечу, что скачки вирбелей как-то, с небольшим боем преодолеваю, особо не акцентируясь на этом, хотя бывает очень-таки неприятно "ловить нужное". Александр Владимирович выше дает объяснения как справляться с этим, если уж установка колков, совсем практически не дает возможности руководить настройщику в работе.

_________________
No pises el césped. Gracias.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 21:50 
Аватара пользователя
Максим З писал(а):
Мне тоже иногда попадаются такие злопакостные рояли, где очень тяжело выравниваются натяжения между рабочим и передним нерабочим отрезками струн. Проблемы всегда сильнее в дисканте, чем в нижней части диапазона.
На мой взгляд, тут важно действовать минимальными сдвигами колков, избегая размашистых движений, сопровождая их частыми сильными проколачиваниями по клавише.
В особо трудных случаях - смазывание каподастра (или аграфов) проникающей смазкой (напр. WD-40), за исключением басов, или ремонт - чистка струн, полировка передних порожков (если они есть), замена сукна на подушках.

нет, смазкой струны и рядом с вирбельбанком нельзя. тем более WD-40 - очень проникающая смазка во все щели. любая смазка со временем собирает грязь, становится густой и как ни странно провоцирует ржавление и окислы. ослабевает крепление рамных штифтов, может (особенно в пианино, где струны вертикальны) попасть под канитель. я не советую и сам вообще отказался от wd-40 полностью. это в принципе керосин. я перешел на протэк спрэй, тромботин и вот уже скоро приобрету на пробу протэк мазь. но это не для струн, а для педалей, штанги, петель. что бы струны легко скользили по-науке надо все хорошо отшлифовать и отполировать. а то, что мы смазываем это все таки компромисс с совестью, если не вредительство. конечно в обычном классе муз.школы и я делаю халтурки, но если делюсь этим с коллегами, то всегда обращаю внимание что это неправильно а это как надо.

_________________
Вам со мной будет стыдно, но не скучно


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 22:01 
Аватара пользователя
Александр Яновский писал(а):
Извините, коллеги, забыл самое простейшее. Если возникла ситуация, описанная в п. 1 предыдущего поста, иногда её можно выправить, увеличив силу ударов по клавишам в процессе настройки (т. е. перейти на уровень громкости форте или фортиссимо). Усиленная вибрация струны в процессе колебаний уменьшает трение в месте контакта струны с деталью опорной конструкции, отчего струна начинает более чутко реагировать на вращение вирбеля. Остальное - в материале предыдущего поста.
Как правило, Александр Владимирович, мне удается "выколотить" нужный тон, как Вы это предлагаете, но в случае мною описанным, такой возможности нет. Струна отказывается "устаканиватья" посредством сильных ударов. Может быть молоток Господина Волкова, с резинкой был бы кстати?? :OO:

_________________
No pises el césped. Gracias.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 22:33 
Аватара пользователя
Александр Яновский писал(а):

Некоторые настройщики мастерят аналогичное приспособление целиком из дерева твёрдых пород. Правило пользования приспособлением таково: сначала следует настроить струну с небольшой перетяжкой, затем осадить вирбель, получив в звучании настраиваемого интервала темп биений, пока что близкий к необходимому, а затем обтянуть струну нажимом на неё до окончательного установления необходимого темпа биений. Несколько таких упражнений помогут быстро выработать устойчивый навык, а применение процедуры обтяжки струн, как показывает практика, даёт гораздо более стабильный строй, чем настройка без такой завершающей процедуры. Обвитую струну, чтобы не повредить её навивку, следует обтягивать близ аграфа или клангштабика на участке, свободном от навивки. Операция по обтяжке струн особенно желательна и полезна при настройке области темперирования, что позволяет сохранить её «эталонные» характеристики не только на период настройки, но и гораздо дольше.



В моем чемоданчике имеется такая "приспособа", из плотного дерева. В основном, пользуюсь ей для новых струн. Опробовал соответствующее воздействие на струну в случае описанном в моем первом сообщении темы. Скажу Вам, очень трудно попасть туда куда надо, особенно утвердится в правильности действий: на сколько придавить струну? будет ли это достаточным? не будет ли это чрезмерным, что напряжения секторов при отпускании нагрузки окажутся неравномерными? А еще нужно попасть в тон, соответственно ища замок не в действии обращения ключа на вирбель, а вот таким способом. Сложно, очень сложно, долго и муторно. Но когда ничего не остается другого, то, как говориться и Магомед к горе придет.

_________________
No pises el césped. Gracias.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Способы и средства стабилизации строя
СообщениеДобавлено: 27 фев 2014, 23:29 
Аватара пользователя
Максим З писал(а):
В особо трудных случаях - смазывание каподастра (или аграфов) проникающей смазкой (напр. WD-40)
WD-40 высыхает быстро. Я ношу с собой на всякий случай, но не пользуюсь почти совсем. Пытался применять для аграфов, но мое ощущение сравнимо с тем, как будто сердечнику в момент кризиса дали витаминку, после чего ему стало, вроде бы, как то лучше. Для педалей годится, опять же временно. Это когда надо убегать на следующую работу, времени нет, а педаль скрипит.

_________________
No pises el césped. Gracias.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles