Уважаемые коллеги Доремидо и Daly!
Возможно, описания приёмов, которыми я пользуюсь в случаях непредсказуемого поведения вирбелей и струн, Вам в чём-то помогут. Для удобства изложения привожу их под порядковыми номерами.
1. Если струна не реагирует на вращение вирбеля или, точнее, реагирует не сразу, "проскакивая" нужную высоту тона, значит по ряду причин (чаще всего это угол "излома" в направлении натяжения струны в аграфе или на клангштабике) сила трения в месте контакта струны и детали опорной конструкции выше силы натяжения. Мне в таких случаях помогает нанесённая в место контакта микроскопическая капелька обезвоженного масла (это ружейное масло, но не щелочное, которым снимают нагар в стволах, а то, которым их смазывают после чистки).
2. Если вирбель вращается скачками, значит его после обезжиривания перед запрессовкой в гнездо либо не натёрли мелом вовсе, либо натёрли недостаточно. Если он вращается с достаточно большим усилием, иногда медленно и аккуратно его извлекаю вращением, обезжириваю, натираю мелом и запрессовываю (но не завинчиваю!) обратно. При этом прочность посадки вирбеля в гнезде, конечно же, несколько страдает, но не настолько, чтобы он перестал надёжно удерживать натянутую струну. Но это зло меньшее, чем вращение скачками. Если же он вращается с усилием небольшим, часто помогает следующий приём: наращивая усилие, прилагаемое к рукояти ключа, придаю руке состояние вибрации (проще говоря, заставляю её дрожать). Вирбель всё так же вращается скачками, но при этом скачки делаются "микроскопическими", благодаря чему чаще всего удаётся "попасть в нужный тон".
3. Если же не помогает и это, действую следующим образом. Получив небольшую перетяжку струны, делаю "микроскопический" скачок в сторону ослабления её натяжения (струна при этом, как правило, не меняет высоту тона), а затем выполняю процедуру её принудительной "обтяжки" до получения нужной высоты тона с помощью специального приспособления. Если тон снизится больше необходимого, приём повторяю. Для более детального ознакомления с приёмом привожу фрагмент главы из моей книги. Как следует из описания приёма, он придуман для несколько иной цели, но вполне может пригодиться для устранения проблемы, о которой мы ведём речь.
Цитата:
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СТАБИЛИЗАЦИИ СТРОЯ
Как мы уже понимаем, при окончательной, чистовой настройке, получив в интервале нужный темп биений, самое сложное - эти биения стабилизировать, то есть обеспечить струнам постоянство натяжения не только во время настройки, но и на период достаточно долгой эксплуатации музыкального инструмента, то есть до следующей настройки, ради чего, собственно, настройка и существует.
Один из обязательных технологических приёмов, именуемый «установка вирбеля», или «замок», уже дан в описании правил настройки. А здесь мы предлагаем описание хорошо опробованного на практике дополнительного приёма, который значительно повышает стабильность строя. К сожалению, система стабилизации строя у фортепиано даже при технически правильно выполняемой настройке остаётся крайне несовершенной. В этом несложно убедиться, если, тщательно настроив между двумя струнами хора приму с унисоном, даже при соблюдении всех вышеописанных правил, всего лишь несильно надавить пальцем на одну из двух струн и послушать, как изменилось звучание. Непременно выяснится, что от акустической чистоты примы не осталось и следа. Но эту нестабильность положения фортепианных струн можно успешно использовать в целях тончайшей настройки во всех методиках, а главное - в методе синхронизации, к ознакомлению с которым мы приближаемся и который вынуждает работать с максимальной точностью; что становится возможным, если в технологию настройки ввести процедуру принудительной обтяжки струн. Для этого рекомендуем изготовить специальное приспособление в виде медного наконечника, напрессованного на жало короткой крестообразной ручной отвёртки, с желобком на торце «пера» наконечника, предохраняющим его от соскальзывания со струны при нажиме на неё.
Некоторые настройщики мастерят аналогичное приспособление целиком из дерева твёрдых пород. Правило пользования приспособлением таково: сначала следует настроить струну с небольшой перетяжкой, затем осадить вирбель, получив в звучании настраиваемого интервала темп биений, пока что близкий к необходимому, а затем обтянуть струну нажимом на неё до окончательного установления необходимого темпа биений. Несколько таких упражнений помогут быстро выработать устойчивый навык, а применение процедуры обтяжки струн, как показывает практика, даёт гораздо более стабильный строй, чем настройка без такой завершающей процедуры. Обвитую струну, чтобы не повредить её навивку, следует обтягивать близ аграфа или клангштабика на участке, свободном от навивки. Операция по обтяжке струн особенно желательна и полезна при настройке области темперирования, что позволяет сохранить её «эталонные» характеристики не только на период настройки, но и гораздо дольше.
| |
|