Доремидо... писал(а):
Именно так я и спрашивал, только другими словами. Спасибо Вам, Александр Владимирович, что удосуживаетесь уделить моим вопросам часть своего драгоценного времени. В общем, сама идея моих вопросов, как Вы уже догадались сводится к следующему: Зачем делать прогон настройки по одной струне, теряя при этом силы и время, если при настройках вторых струн зачастую сталкиваешься с проблемами описанными выше? Не проще ли, закончив область темперирования, подниматься кверху путем поисков соответствия при помощи клинка?
Уважаемый Доремидо!
Во-первых, время драгоценно у нас у всех, поскольку даётся единожды, и весь вопрос в том, как мы этой драгоценностью распорядимся. Во-вторых, Вы тоже потратили Ваше время отнюдь не зря, и я считаю своим долгом объяснить, почему. Истинно полная готовность к какой-либо деятельности начинается с момента, когда не осталось ни одного неотвеченного вопроса. При этом главная задача заключается вовсе не в том, чтобы на все вопросы ответить (как это многим кажется), а в том, чтобы все нужные вопросы задать, не упустив при этом ни одного. Иначе если нет вопроса, то и не будет ответа, а, - главное, - не будет представления о том, что этот вопрос имеет место быть. Я для себя сформулировал однажды это следующим образом: признак ума - в способности правильно на все вопросы ответить; признак мудрости - в способности правильно все вопросы задать. Вы сейчас задали вопрос безупречно правильно, поскольку мне теперь стало понятно, что это главный вопрос и для Вас, и, полагаю, для многих, который гораздо важнее "какую струну дёргать первой и что делать, если она не дёргается?" И надеюсь, что мой ответ всё поставит на свои места (не потому, что все тут же ринутся работать по-моему, а потому, что станут понятны причины и мотивы моего предпочтения работать с лентой).
В молодости я баловался рисованием и когда попал в армию, это часто помогало мне скрасить "суровые армейские будни", а попросту - сачковать. Как-то вызывает командир роты и в присутствии старшины даёт задание: "Вот лист фанеры, краски, щётки и, чего надо ещё, старшина добавит. Даю шесть дней, чтоб на седьмой с утра, когда наступит праздник, над дверью в казарму висела эта картина!" - и вручает мне почтовую открытку - плакатный воин на фоне строек коммунизма. - "А ты, старшина, проследи!" - "Есть!" - ответил старшина, увёл меня со всем барахлом в хозкомнату, потребовал карандаш, осмотрел фанеру вприщур и в три линии расчертил её на шесть прямоугольников. Ткнул в фанеру карандашом: "Вот тебе - на шесть дней. А этот чтоб сегодня до конца дня был закончен".
Вы когда-нибудь наблюдали процесс написания художником живописного полотна? Он вначале наносит на всю поверхность холста так называемый подмалёвок в виде неясной для непосвящённых первоначальной раскладки цветовых пятен, из композиции которых начинает проглядывать для него самого будущая картина. И только потом по подмалёвку начинает писать окончательно, подетально, но, не забывая при этом время от времени оценивать картину в целом.
Я привёл вышеописанные сценки как иллюстрацию того, что работа с клинком напоминает мне написание картины в "один проход" от верхнего левого уголка до нижнего правого или, если Вам угодно, от середины вначале до одного края, а затем до края противоположного, что, по моему мнению, сути не меняет. А настройка с помощью ленты всего звукового диапазона по одной струне служит лично для меня чем-то вроде нанесения подмалёвка, что позволяет оценить в первом приближении (разумеется, не визуально, как у художника, а на слух) равновесность "композиции" будущего строя, причём всего целиком и без участия в звучании ненастроенных струн. И потом уже писать по этому "подмалёвку" окончательно. И времени "подмалёвок" занимает немного, и неутомительно, потому что при этом мне не нужно многочисленное количество раз отыскивать взгладом клинок, вынимать его, опять же отыскивать взглядом, куда его вставить, вставлять, отыскивать взглядом очередной вирбель, переставлять на него ключ, отыскивать взглядом нужные клавиши, нажимать на клавиши. Из всего этого набора элементных действий я сосредоточен всего лишь на перестановке ключа и нажимании нужных клавиш. К тому же на уже настроенном участке я в любой момент имею возможность взять любой интервал или аккорд, причём в любом расположении, что узком, что широком, в несколько октав. Что же касается тех деталей, которые перечислены в Ваших уточнённых вопросах (неустойчивость исходного тона, нестабильность настройки от неправильно выполненного "замка" или ненадёжного вирбеля, "паразитные" биения в неравновесной струне и т. д., и т. п.), то я отвечу на них, с Вашего позволения, в следующие разы, поскольку каждая из них требует отдельного описания. Скажу только, что если на каком-то хоре не удаётся получить нужный результат с первого прохода (а это выясняется, как правило, когда лента с хора уже полностью снята), ничто не мешает взять в руки клинок и в этом случае всё сделать так, как это делаете Вы. Из межхорового промежутка ленту извлекать несложно, стоит только слегка потянуть за её освобождаемый конец. К тому же, в отличие клинка, её даже отыскивать взглядом не надо: она висит себе, провёл, не глядя, рукой - и на неё наткнулся. При работе с лентой приходится выполнять значительно меньше мелких движений, чем при работе с клинком. И если при этом времени на настройку уйдёт столько же, это означает, что просто-напросто его было больше потрачено на контроль правильности темперации.
В философии существует два термина, представляющих собой альтернативу, "интеллигибельный" (то есть, постигаемый исключительно с помощью ума) и "сенсибельный" (то есть, постигаемый исключительно с помощью чувств). В неявном виде это отражено в поговорке "Сколько ни повторяй слово сахар, во рту слаще не станет". Я это к тому, что до тонкости объяснить всякий способ работы только словами недостаточно. Он становится целиком понятным, когда его попробуешь сам, то есть, "прочувствуешь всем вплоть до кончиков пальцев". Но здесь есть одна опасность. В своё время чемпион мира по прыжкам в высоту Валерий Брумель прыгал "перекатом", то есть перелетал над планкой спиной вверх. Представьте, что сегодня привели его в сектор для прыжков и предложили впервые прыгнуть способом "фосбюри-флоп", который нынче исполняют все прыгуны высшей квалификации, перелетая над планкой спиной вниз. Разбежался бы Брумель, "крутанулся" бы в воздухе, наверняка и сбил бы телом планку, и погнул её, и сказал бы "Что за дурь!", и навек бы "новаторов" возненавидел. Поэтому либо предоставьте мне моё и сами останьтесь при Вашем, либо, если захотите попробовать по-моему, не очень доверяйте первым неудачам. Сам я и осваиваю совсем новые, и перенимаю чужие способы работы достаточно легко, наверное потому, что чужой негативный опыт никогда меня ни в чём не убеждал. Когда мне говорят:"Не делай, это ещё никому не удалось!" - я себе упрямо говорю: "Ну и что? Всё когда-то кому-то удалось впервые, а вдруг это как раз тот случай?!" И иногда получается.