Барго писал(а):
Уважаемый Александр Яновский! Чтобы сразу же предостеречь начинающих настройщиков от ненужной затраты времени на дополнительную настройку инструмента, хочу сказать, что Ваш метод заглушки струн не очень эффективен!
Уважаемый Барго!
Вроде бы дело настройщика настраивать, а Вы взяли и меня расстроили. Ну да ничего, я – не рояль, как-нибудь самонастроюсь. И это очень хорошо, что Вы вовремя не дали завести начинающих настройщиков в область дремучих заблуждений, а ещё я буду чрезвычайно Вам признателен, если Вы великодушно вытащите оттуда и меня. Но для этого требуется, чтобы Вы просветили меня в нескольких вопросах.
Итак, во-первых, почему всего лишь то, что я скромно назвал приёмом глушения струн, Вы называете высоким именем «метод»? Не слишком ли много для него чести?
Теперь далее:
Барго писал(а):
1. Как правило заглушаются первая и третья струны.
Присмотритесь, пожалуйста, получше. Увеличил специально для Вас.
Дисканты
Тенора
Басы
Теперь Вам, надеюсь, отчётливо видно, какие струны в трёхструнных хорах заглушены? И ещё вопрос: а как войлочной лентой толщиной 3,5-4 мм (что, как мне кажется, вполне различимо и на не увеличенных фото) можно заглушить в трёхструнных хорах только НЕ ПЕРВЫЕ и НЕ ТРЕТЬИ струны? (Поверьте, сам я никак до этого додуматься не могу).
Барго писал(а):
И желательно ТОЛЬКО в зоне темперации. Нет смысла заглушать весь диапазон, потому что при снятии ленты и подстройки остальных струн в каждом хоре происходит системное ЗАНИЖЕНИЕ общего с строя. Проверено! Особенно на роялях в концертном зале.
Ну хорошо: заглушишь весь диапазон, настроишь по одной струне, затем снимаешь ленту, подстраиваешь остальные струны – и «в каждом хоре происходит системное ЗАНИЖЕНИЕ общего строя». Не согласиться с этим я не вправе; здесь всё, как говорится, наповал! Ну а если заглушаешь «ТОЛЬКО в зоне темперации», а затем снимаешь ленту, то, по-вашему, уже не «происходит системное ЗАНИЖЕНИЕ общего с строя»? А может это следует понимать как «происходит системное ЗАНИЖЕНИЕ», но не «общего строя», а его ЧАСТИ только в ОБЛАСТИ темперации? (Кстати, Вы почему-то называете её ЗОНОЙ. Посмотрите на этот счёт в теме «Договоримся о терминах» посты самый первый от 19 июня 2013, 18:29, ещё один от 28 июня 2013, 10:07, а также от 21 июня 2013, 14:28, поскольку мы с Вами всё-таки обращаемся к начинающим). И что нам делать с этим «происходит системное ЗАНИЖЕНИЕ общего с строя», но ЧАСТИЧНО? И почему Вас больше устраивает занижение строя ЧАСТИЧНО, а не ЦЕЛИКОМ, как у меня? Ведь после того, как Вы настроили в хорах области темперирования все три струны, а затем настраиваете остальные хоры сначала слева, затем справа, разве это дополнительное натяжение не «прижмёт» Вашу прежнюю настройку ещё больше? И ещё: теоретически занижение конечно же происходит, но пробовали Вы определить, попадает ли это занижение в зону восприятия на слух? Я пробовал. На хорошем инструменте (который «держит» строй) это занижение не может определить не только слух, но и TuneLab с его чувствительностью к центам, а на плохом очередной тон настраиваешь, а предыдущий уже «сел». С таким не встречались?
Барго писал(а):
Объясняю:
1. Во - первых гораздо практичней заглушать первую и третью струны в каждом хоре, потому что при снятии ленты Вы только подстраиваете левую и правую струны к средней. Здесь меньшая вероятность накопления ошибок, нежели при подстройке средней и правой струн к левой, как в Вашем варианте.
Пост Вы начинаете с прямого обращения ко мне, следовательно, и это Ваше «объясняю» адресовано мне же. Но здесь Вы невольно вступаете в полемику не только со мной, но и с Вашим учителем В. Г. Порвенковым (Царствие ему Небесное, на которого Вы ссылаетесь на видео, где демонстрируете «терц-секст»). Посмотрите в его книге «Акустика и настройка музыкальных инструментов», Москва, «Музыка», 1990, последний абзац на стр. 121 и его окончание на стр. 122 (если у Вас этой книги нет, могу прислать скан), где он утверждал, что начинать нужно непременно со струны с наиболее коротким нерабочим участком (у рояля это левая струна в хоре, а у пианино правая), хотя тут же сам себе противоречил, рекомендуя настройку с войлочной лентой, при которой первой настраивается средняя струна, то есть не с самым коротким нерабочим участком, да ещё и на стр. 123 подтвердил это рисунком (схема 17). Я тоже полемизировал с ним, а теперь и с Вами, поскольку смею утверждать, что с какой струны ни начинай, нет никакой разницы. Если у Вас это не предположение, а утверждение, Вы пробовали его проверить? Если да, то как Вам это удалось и хотелось бы от Вас узнать, в каких объективных реалиях «вероятность накопления ошибок» себя проявляет?
Барго писал(а):
2. Лучше всего заглушить зону темперации, а остальной диапазон уже без ленты, когда темперация выстроена и проверена. Начать, конечно же, в басовом регистре, а потом перейти на дискант. Так будет гораздо точнее и быстрее.
Про «ЗОНУ ТЕМПЕРАЦИИ» мы уже говорили. Но, во-первых, по каким признакам Вы определили, что я «начинаю» продолжать настройку не с басового регистра, а с дискантового? Во-вторых, что подтверждает, что без ленты «гораздо точнее и быстрее»? Ведь у нас с Вами разница только в порядке процедур, а количество процедур одно и то же. Хотя нет, у Вас их больше, поскольку Вам, настраивая каждый очередной трёхструнный хор без ленты, разве не приходится переставлять клинок дважды?
Барго писал(а):
Ваш метод , возможно, более пригоден при предварительной цвиковке, но даже в этом случае я предложил бы другой вариант.
Про «МЕТОД» мы уже тоже поговорили, но на каких основаниях Вы приговариваете его к пригодности только «при предварительной цвиковке»? Кстати, знаю просто о цвиковке, а когда она не одна, то знаю о ПЕРВОЙ цвиковке, о ВТОРОЙ, случается, бывает необходима и ТРЕТЬЯ, и какую из них Вы рекомендуете считать предварительной? И ещё, то, что мой приём пригоден только для цвиковки, – это Вам так кажется или Вы это действительно проверяли? Если так, то чем объяснить, что моя «предварительная цвиковка» в дальнейшей настройке не нуждается? Скажете, что Вы её не слышали? Так всему своё время.
Барго писал(а):
У меня нет фотографий под рукой, поэтому я выложу свои старые видео, на которых демонстрирую , каким образом заглушаю ленту. На видео, где настраиваю пианино, не обращайте внимание на заниженный строй, т.к. колки совсем не держали, и хозяева не возражали против того, чтобы оставить строй на этой частоте.)
Вы, судя по всему, человек обстоятельный. Следовательно, всё, что Вы делаете, да ещё и публично, никогда не бывает у Вас ни спонтанным, ни импульсивным, ни состряпанным наспех. И действительно, то, что Вы демонстрируете на всех трёх видео, это подтверждает, поскольку выглядит и обстоятельно, и убедительно, и достойно и уважения, и всяческого подражания. Правда, мне показалось, что при настройке «терц-секстом» с частотами биений в квартах и квинтах и с регулярностями изменения темпов биений в последовательностях одноимённых интервалов у Вас не всё благополучно. Но я готов списать это на несовершенство моего слуха, а может дело в звукопередаче. Будет время, проведу тщательный анализ звукоряда – и тогда всё выяснится. Однако никак не могу взять в толк, каким образом привлечённые Вами в качестве аргументов видеосюжеты относятся к поднятой мною теме и что в них подтверждает Вашу точку зрения и опровергает мою. Может растолкуете? То, что Вы выдвинули «contra», пока кажется мне Вашими убеждениями, а я когда-то дал себе слово с чужими убеждениями не воевать, поскольку победить их невозможно. Поэтому, если Вы остались, как говорится, «при своих», согласны ли Вы вместе со мной и другими коллегами, которым это будет интересно, спокойно, уравновешенно и непредвзято исследовать и мои, и Ваши утверждения, и прийти к какому-либо более или менее объективному и обоснованному выводу?
Извините за пространный пост. Не зря же говорят, что один дурак способен задать столько вопросов, что и сотня умных не ответит.