Александр Яновский писал(а):
maxim_tuner писал(а):
Крутильные и торсионные деформации имеют быть при настройке. Но для настройщика они всё же ничтожны.
Уважаемый maxim_tuner! Достаточно заложить в исходный тезис неистинное утверждение, как дальше можно аргументацию не рассматривать. Как это ничтожны?! И от чего они происходят, сами по себе появляются или всё же от действий ключом? Наденьте ключ на вирбель и, не поворачивая его в гнезде, всего лишь понапрягайте его ключом по часовой стрелке и против, понаклоняйте в разные стороны, в особенности к струнам и от струн, и при этом послушайте, как "плавает" звук. Это и есть эффект от "крутильных и торсионных" деформаций, что, кстати, по факту есть одно и то же. Или, настроив вроде бы стабильно, надавите на только что настроенную струну всего лишь пальцем - и Вы услышите явное изменение высоты её тона. Можно даже, напрягая вирбель в каком-то направлении, на какое-то время зафиксировать возникшую высоту тона. Правда, продержится она недолго и можно услышать, как с ударами по клавише тон постепенно изменяется в сторону повышения или понижения, - в зависимости от того, в какую сторону напрягали вирбель. Неслучайно же наиболее сложной задачей при обучении настройке является освоение техник стабилизации высот отдельных тонов, что есть условие стабильности строя в целом. Надо бы поосторожнее. Представьте себе, что Ваше утверждение попадает в поле зрения новичка и он Вам как состоявшемуся мастеру верит. Сколько ему после этого потребуется времени, чтобы сообразить самому или выяснить у другого наставника, отчего это в создаваемом им строе концы никак не сойдутся с концами?
Уважаемый, Александр.
Несколько не принижая Ваших представлений о предмете, боюсь, что Вы меня не совсем верно истолковываете. Что значит «
изначально заложить ложное утверждение и, развивая его прийти к неверному выводу»? Мною было предложено собственное понимание предмета, с точки зрения элементарного курса сопромата, основанное на принципе работы колка в момент покоя и соответственно с приложением к нему сил, не более того.
Вы же пишите: «
не поворачивая его в гнезде, всего лишь понапрягайте его ключом по часовой стрелке и против, понаклоняйте в разные стороны, в особенности к струнам и от струн, и при этом послушайте, как "плавает" звук».
Звук «плывёт» и тому есть очевидное физическое обоснование. Приложенная сила (в Вашей трактовке: «понапрягайте его»), только если она значительна и способна вывести из равновесия силы, приложенные к колку, находящемуся под воздействием сил, уже действующих на колок после натяжения струны, действительно может как-то повлиять на высоту звука. Правда, до настоящего времени, я не встречал такого мастера, который был бы способен это изменение уловить, как и не отреагирует на «нажатие пальца» ни один, даже самый чувствительный электронный прибор, полагаю. Но, возможно, у Вас уникальные способности настройщика, чего, без соответствующей экспертизы, я отрицать не могу.
Но, что самое вероятное, свои эксперименты Вы проводите на таком «разбитом» инструменте, что без выполнения профилактических мероприятий по укреплению мест сопряжения колков с вирбельбанком, предметно говорить о настройке просто антинаучно. Даже Вы, используя свои уникальные слуховые способности (и пальцы) всё-таки «умудритесь» добиться идеального строя, то расстроится такой инструмент сразу же после хлопка двери, после Вашего ухода, уж простите за резкость.
Если объективно, предметно рассматривать вопрос, то теоретически (повторяю, только теоретически), можно предположить, что в пределах упругих деформаций, достаточно мощный, подвергшийся специальной термической обработке, колок, скручиваясь (крутильные, торсионные явления). может как-то повлиять на строй. Но, скорее всего, такой колок «аварийный», либо была нарушена технология его изготовления (он «сырой» и работает уже в зоне пластических деформаций), либо в нём, от «сверхдлительной» и непрофессиональной эксплуатации в процессе настройки, развилась сеть усталостных микротрещин, он должен вскоре неизбежно разрушиться.
Но даже это предположить достаточно сложно, так как высота звука, в первую очередь, формируется и является функцией натяжения струны, в конструкции инструмента заранее заложены такие размеры колков, чтобы исключить их деформацию (кручения, изгиба и растяжения) от натяжения струны. Поэтому, натяжение струны, никакими манипуляциями пальцами, изменить практически невозможно, если, конечно, сама струна уже так натянута, что тоже перешла в режим пластических деформаций, у неё есть уже уменьшенное сечение, которое после снятия нагрузки не восстанавливается, она начинает «низить», такая струна тоже, рано или поздно, разрушится, может сразу, а может после нескольких попыток восстановить строй. Иногда струна разрушается в месте, где струна закреплена на колке, потому что в этом месте, дополнительно к силам растяжения добавляется и изгиб и, если отверстие под струну недостаточно хорошо обработано, то и смятие. Рабочее сечение струны уменьшается так же из-за значительных коррозионных явлений, если инструмент эксплуатируется в ненадлежащих условиях (высокая влажность помещения).
«Эффект пальцев», скорее всего наблюдается из-за изменения комплекса, спектра колебательных движений всего инструмента или его части, в районе проводимого эксперимента и, скорее всего, из-за неудовлетворительного состояния сопряжения «колок-струна» (общий износ вирбельбанка, либо его частей). Ну, нельзя «наливать молодое вино в старые мехи…», не рекомендует и «Ветхий и Новый Заветы», нужно сначала довести инструмент до состояния, чтобы он не реагировал на нажатие пальцем на колок, а уж потом производить качественную настройку.
Извините, но подобные рассуждения, даже с приданием им некоторой научной основы и используя соответствующие термины, годится для дилетантов, разве что при обсуждении договора на настройку с заказчиком, либо в процессе настройки, с целью придания этому процессу научно-обоснованного направления и в качестве подтверждения своей большого теоретического опыта и длительной практической подготовки. На форуме профессионалов Ваши «пальцы» вызовут либо усмешку, либо достаточно обоснованную критику, слишком уж «надуманные» обоснования процессов и, сделанные на их основе, выводы.
Ещё раз извините, просто примите как шутку, а не злую усмешку, даже будучи абсолютно незнакомыми, я Вас уважаю и профессионально с Вами солидарен. Когда-то давно я услышал какую-то блатную песню про «красивый город Ашхабад», в ней были такие слова:
Какой-то цыган, сняв штаны,
Чечётку бьёт на тротуаре,
Слепой сиди на берегу
И членом водит по гитаре.
Советую, всё-таки пальцами работать исполнителям, а настройщикам использовать ключ, хотя бы такой примитивный Т-бар, как у меня. С уважением и надеждой на правильное и адекватное взаимопонимание, Максим.