VladAn писал(а):
= [ Новый Рояль ] = писал(а):
...А Вам, VladAn, неизвестны "методы 3-6" ?
Уже "набила оскому" постоянная путаница: зона темперации и область темперирования, прием и метод, темп и ритм... В обойме мэтров нашего форума есть потрясающий специалист в области методологии человеческой деятельности А.В. Яновский. Вопрос Вам, Александр Владимирович: чем же, все-таки, прием отличается от метода?
Дорогой VladAn!
Конечно же, за титул "потрясающий" спасибо, но он обязывает "потрясать", хотя бы время от времени. И главное, было бы чем. Попробую, а Вы решайте, это то или просто обещание вместо действия.
Итак, в чём различие между приёмом и методом? Википедия отвечает на этот вопрос так.
"Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли".
Для полноты понимания вспомним определения "экономический метод", "монетарный метод", "научный метод", "эмпирический метод", "исследовательский метод", "интуитивный метод" и т. д.
Немножко заумно, но в приближении к нашей профессиональной области это можно объяснить так: есть метод настройки по благозвучию созвучий; есть метод настройки по эталонным тонам (здесь имеется ввиду либо набор камертонов, либо звуки другого инструмента, который принимают за настроенный и т. п.); есть метод настройки по сравниваемым темпам биений в интервалах (где, получив интервал с частотой биений, близкой к необходимой, используют его как эталонный для подгонки по ней частоты биений в другом интервале); есть метод прямой (то есть не сравнительной) настройки по биениям, где может быть использован независимый генератор эталонных темпов (например, метод синхронизации); есть метод прямой настройки тонов по приборам (просто тюнер, ТюнЛаб, ВериТюнер, СайберТюнер и т. п.) Все эти методы принципиально отличны друг от друга и подходами, и наборами средств, и технологиями, и т. п. Уже по этому перечню видно, что "метод" - определение достаточно фундаментальное. Смена метода - это смена принципов и, как правило, всего арсенала средств настройки. При этом методы могут быть совмещены. Например, исполнив строй или часть строя методом прямой настройки тонов по прибору (тюнер, ТюнЛаб, ВериТюнер, СайберТюнер и т. п.), настройщик может использовать в качестве контрольного метод оценки благозвучия созвучий или метод прямого, или сравнительного контроля темпов биений, или и тот, и другой вместе взятые и т. д.
Термин "приём" имеет множество значений, включая и встречу гостей, и получение от отправителя почтового отправления, и посещение врача, и употребление лекарства и т. д. Для нас из всех значений представляют интерес "отдельное движение в серии однородных действий" или "часть более сложного действия", или "особый способ выполнения какой-либо операции или сложного действия, комплекс действий" и т. п.
Разницу между методом и приёмом удобно также рассмотреть на каком-либо виде спорта, например, борьбе. Один метод борьбы основан на силовом противодействии противнику, другой - на техническом превосходстве, третий - на противопоставлении силе выносливости, ловкости или быстроты, четвёртый - на использовании энергии действия собственно противника и т. д. Внутри всех этих методов существует множество приёмов. Например, для укладки противника на ковёр в методе силового противодействия используют приём "пересилить", в методе противопоставления противнику выносливости выждать, когда противник устанет, в методе на основе технического превосходства выполнить приём "подсечка", а в методе на основе использования собственной ловкости и энергии действия противника уклониться и, подтолкнув, дать ему упасть самому и т. д.
Ваше предложение дать разъяснение, уважаемый VladAn, "выросло" из вопроса Нового Рояля о "методе 3/6", который я ещё при жизни В. Г. Порвенкова, дискутируя с ним, назвал не методом, а приёмом внутри метода настройки по сравнению и сопоставлению темпов биений в различных интервалах, из которых один считается настроенным, а другой (другие) настраиваемым, поскольку он ничем не отличается от сравнения и сопоставления темпов биений в квинте и кварте как 1:1,4 или в трёх смежных больших терциях в пределах октавы
а-а1 как 8,7:11:13,8. Здесь разница только в наименованиях интервалов, их местоположении относительно друг друга и величинах частот биений, а базовый принцип, определяющий метод, один и тот же - сравнение и сопоставление темпов биений в различных интервалах на слух.
Если я что-то изложил не очень вразумительно или же моё суждение порождает несогласие, готов и к дополнительным разъяснениям, и к дискуссии.