ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО
http://afmforum.ru/

Раздел для обучающихся настраивать
http://afmforum.ru/viewtopic.php?f=2&t=27
Страница 7 из 33

Автор:  Klopff [ 17 фев 2017, 07:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

Domspasekoi писал(а):
...На фирме "Урал" мы иногда настраивали с помощью пылесоса, который давал отчётливый звук фа первой октавы.
От фа строили всю темперацию и были молоды и счастливы)

Лет 30 назад пришел я к клиенту настраивать пианино и обнаружил, что забыл камертон. Абсолютным слухом меня Бог не обременил, поэтому надо было искать выход, а точнее - какой-то надежный опорный тон. Сигналы точного времени пищат на частоте 1000 Гц, "си" второй октавы - это 988 Гц, значит, 1000 Гц - это высоковатое "си". Осталось только дождаться очередного начала часа, включить "Маяк", настроить "си" и выстроить от него всю темперацию. Я так и сделал. А ожидание желанных сигналов скоротал чисткой, смазкой и регулировкой инструмента. Однако впредь, отправляясь к клиенту, я внимательно проверял, на месте ли камертон.

Автор:  Октямыч [ 17 фев 2017, 07:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

Мой первый наставник говорил мне, что в крайнем случае можно воспользоваться городским телефоном, сигнал готовности которого гудит приблизительно на ля1. И рассказывал, что раньше по Всесоюзному радио в определённое время передавали эту эталонную частоту

Автор:  Александр Яновский [ 17 фев 2017, 14:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

Многие "безвыходные" ситуации не так уж и безвыходны:
https://www.youtube.com/watch?v=3njsZP9MZ_M

Автор:  VladAn [ 17 фев 2017, 15:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

В относительном человеке ничто не может быть абсолютным. Просто помню, как что звучит (подобно тому, как наш коллега без посторонней помощи всегда может изобразить темп 120 уд./мин.). Когда-то, в качестве этюда, сверялся с резонансом костей черепа, как то рекомендовал В.Г. Порвенков. Это требует небольших предварительных экспериментов, но тогда, действительно, камертон всегда носишь с собой, даже если и на какой-нибудь другой тон.
Обратил внимание, что в народных хорах существуют солисты (запевалы) буквально одной-двух композиций, которым руководитель никогда не даёт настройку. Эти певцы не отличаются сверхсовершенным музыкальным слухом. Я спрашивал, как это у них происходит. Говорят, что от другой высоты им было бы петь не очень комфортно, и они мышечно буквально чувствуют высоту первого извлекаемого ими тона.
На Черниговской музфабрике работал когда-то шестнадцатилетний вундеркинд Гена Туровский, который на спор мог настроить струну ля без единого биения (между высотой струны и камертона), не слыша во время настройки звука этого самого камертона.
Видео, которое мне очень близко! Было что-то подобное. А во втором классе под изумлёнными взглядами местных теоретиков написал трёхголосный диктант... Скажем так: данный от природы, очень хороший, но не абсолютный. ИМХО.

phpBB [video]


P.S. Но главное, о чём я хотел сказать, это то, что ни один человек в отсутствие камертона в наше время (и на вечные времена) не заблудится и найдёт для настройки правильный тон ля. Проявлять избыточную "солдатскую смекалку" не приходится: мобильный телефон, с его озвучением нажатия клавиш, прочими звуковыми спецэффектами и наличием интернета, нам в помощь.

Автор:  western [ 07 мар 2017, 00:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

Добрый день!
Учусь настраивать. Оцените, пожалуйста, качество темперации и настройки, в целом.
Буду очень признателен за указания на ошибки и любые советы.
Пианино конца 20-х годов XXвека Stichel Leipzig.
Запись произведена спустя 4 часа после настройки, возможно, некоторые хоры "поплыли", но, в целом, терпимо.
http://www.soundcloud.com/user-79952052 ... ng-5032017

Автор:  VladAn [ 08 мар 2017, 09:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

western !
В выложенном Вами звуковом файле для первой (или одной из первых) настройки всё очень неплохо. Сразу же, действительно, бросается в глаза (уши) то, что унисоны могут (и должны) быть менее разливистыми. Темперацию же объективно можно оценить при проигрывании проверочных (они же и настроечные) интервалов. Так что в следующем файле учтите это.

Автор:  western [ 08 мар 2017, 23:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

VladAn писал(а):
western !
В выложенном Вами звуковом файле для первой (или одной из первых) настройки всё очень неплохо. Сразу же, действительно, бросается в глаза (уши) то, что унисоны могут (и должны) быть менее разливистыми. Темперацию же объективно можно оценить при проигрывании проверочных (они же и настроечные) интервалов. Так что в следующем файле учтите это.


VladAn, большое спасибо!
На самом деле настройка далеко не первая. Про интервалы - учел.
Записал унисоны и проверочные интервалы: квинты, кварты, б.терции.
Вот ссылка: https://soundcloud.com/user-799520520/t ... ly-8032017

Очень прошу участников форума высказаться по поводу качества темперации и настройке унисонов, т.к. мнение таких профессионалов для меня ОЧЕНЬ важно!
Это поможет мне понять свои ошибки и на что обратить внимание, куда дальше двигаться.

Сложностей у меня две:

1. Унисоны - не смотря на то, что при их настройке, как мне кажется, я фиксирую в основном тоне 0 биений,
я все равно продолжаю отчетливо слышать присутствие каких-то паразитных биений, от которых избавится мне не удалось на данном инструменте.
В связи с чем вопрос - действительно ли унисоны настроены плохо, или же эти биения струн связаны с их негармоничностью?


2. Темперацию строил по терц-сексту и для меня открытым остается вопрос - насколько секста должна бить чаще б.терции?
Порвенков пишет, что "она должна бить ЧУТЬ чаще..". Но это "чуть" ведь может иметь довольно большой разбег. Так какой должна быть эта разница? Останавливать вращение вирбеля сразу, как только ухо зафиксирует еле заметную разность биений, или же более частые биения сексты должны быть явно слышны без напряженного вслушивания?

P.S.: И еще вопрос для общего понимания процесса. что будет с квинтами, квартами и кругом в целом (замкнется ли он?), если б.терции сделать менее расширенными? На мой дилетантский слух, уж больно они жизнерадостные в РТСе. Хочется, чтобы они звучали более трагично, что ли. Например, мне очень нравится, когда в б.терции Фа-Ля примерно 4,5-5,5б/сек.

Автор:  AlexHutor [ 09 мар 2017, 00:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

western писал(а):
Темперацию строил по терц-сексту и для меня открытым остается вопрос - насколько секста должна бить чаще б.терции?
Порвенков пишет, что "она должна бить ЧУТЬ чаще..". Но это "чуть" ведь может иметь довольно большой разбег. Так какой должна быть эта разница? Останавливать вращение вирбеля сразу, как только ухо зафиксирует еле заметную разность биений, или же более частые биения сексты должны быть явно слышны без напряженного вслушивания?
Western, терция и секста образуют минорный секстаккорд, в котором есть ещё и третий интервал - кварта. Так вот биения кварты - это и есть та самая разница между частотами биений терции и сексты. Почитайте статью на нашем форуме "Вокруг темперации", там есть про правило минорного секстаккорда - это то, что Вам нужно.

Автор:  VladAn [ 09 мар 2017, 00:16 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

western !
Надеюсь, что Ваши примеры привлекут внимание других участников форума и они выскажутся по затронутым Вами вопросам.
1. В унисонах, часто бывает, что остаётся грязь из-за неудовлетворительных качественных характеристик струнной проволоки. Попробуйте после обнаружения неустранимых биений хора ещё раз выслушать каждую струну по отдельности. Долго искать не придётся... Только очень редкие (и дорогие) экземпляры фортепиано лишены подобных недостатков унисонов, поскольку фальшивые струны отбраковываются в процессе производства.
2. Валерий Григорьевич даже давал численное значение неравенства. Если не ошибаюсь, это 14 %. Но как это выдержать на практике? И тут всё начинает упираться во "вкусовщину". На мой взгляд, намного надёжнее опираться на заведомо известные темпы. Наши коллеги Александр Яновский, AlexHutor и другие нашли остроумные решения данной задачи, и это уже публиковалось на нашем форуме.

Автор:  western [ 09 мар 2017, 00:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Раздел для обучающихся настраивать

AlexHutor писал(а):
терция и секста образуют минорный секстаккорд, в котором есть ещё и третий интервал - кварта. Так вот биения кварты - это и есть та самая разница между частотами биений терции и сексты. Почитайте статью на нашем форуме "Вокруг темперации", там есть про правило минорного секстаккорда - это то, что Вам нужно.


Alex, если я правильно понял, то секста Фа-Ре1 должна бить на 1 биение чаще б.терции Фа-Ля, т.к. в кварте Ля-ре1 нам нужно
добиться 1б/сек., правильно?

Страница 7 из 33 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/