Уважаемые коллеги. В личном общении daly и ЕВГЕНИЙ затронули тему "гуляния" строя в ф-но. Я со стороны за ними наблюдал
и предложил им перевести обсуждение на страницы форума. Заручившись их согласием, цитирую здесь уже ими высказанное.
daly писал(а):
Настраивал Стейнвей в филармонии. Как-то странно он себя ведет. Уже не первый раз. Ведь я ставлю все по нулям. И каждый раз басы завышены, малая октава занижена, первая-вторая в норме, а дискант завышен.
Итак. Басы и дискант идут вверх, малая октава просела. Первая-вторая в норме. Если это от климата, то зимой все должно просесть, а у нас -наоборот завышение. Если это от изрядного увлажнения, то опять-таки должна завышаться именно середина, а у нас завышаются края.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
ТУТ ВСЁ ДЕЛО В РАСШИРЕНИЯХ И СЖАТИЯХ НЕ ТОЛЬКО ДЕКИ, НО И РАМЫ
КОГДА НАЧИНАЮТ ТОПИТЬ- ДЕКА СЖИМАЕТСЯ ОТ СУХОСТИ, А РАМА РАСШИРЯЕТСЯ
В СРЕДИНЕ ЭТО КОМПЕНСИРУЕТСЯ, А НА КРАЯХ ЖЕ ДЕКА ФИКСИРОВАНА- ПРИКЛЕЕНА К ФУТОРУ- ТАМ ОСОБОГО СЖАТИЯ НЕТУ, А РАМА РАСШИРЯЕТСЯ
ВОТ И КРАЯ ЗАВЫШАЮТСЯ
daly писал(а):
Что ж сказать? Я согласен с этой версией, но: разница температур совсем невелика для ч.рамы, чтоб она меняла размер и геометрию.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ МАССЫ РАМЫ К МАССЕ СТРУН
А ОНА НАМНОГО БОЛЬШЕ
МАССА ВСЕХ СТРУН У КОНЦЕРТНИКА- 3 КГ
А МАССА РАМЫ- ОКОЛО 180
ВОТ И СЧИТАЙ, НА СКОЛЬКО СТРУНЫ ЗАВИСЯТ ОТ РАМЫ
daly писал(а):
Масса рамы пианино аккорд-110 175кг. У рояля должно быть больше
ЕВГЕНИЙ писал(а):
КОГДА Я БЫЛ МАЛЕНЬКИЙ, У НАС БЫЛА ПЕЧКА С ЧУГУННОЙ ПЛИТОЙ НАВЕРХУ
ТАК ВОТ БАБУШКА ВСЕГДА ГОВОРИЛА- НА ГОРЯЧУЮ ПЛИТУ НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ ХОЛОДНУЮ КАСТРЮЛЮ- ПЛИТА ЛОПНЕТ
ПОТОМУ ЧТО ЧУГУН ЧУВСТВИТЕЛЕН К ПЕРЕПАДАМ ТЕМПЕРАТУРЫ
daly писал(а):
Я думаю рама практически не изменяется. Нужны сотни градусов, чтоб она изменила хоть сколько нибудь свои параметры.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
ТОГДА ДАЙ СВОЁ ОБЪЯСНЕНИЕ ФЕНОМЕНУ ЗАВЫШЕНИЯ КРАЁВ
daly писал(а):
Не могу. Но я знаю что рама стабильна. Надо думать о футоре, деке. Видимо разбухает оседает футор, и струны меняют друк. Короткие струны к этому более чувствительны. Но басы почему лезут вверх не знаю.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
И ВСЁ-ТАКИ.
НАУЩЕНИЕ КОЛЛЕГ ПРОТЯГИВАТЬ РАМЫ Я ВОСПРИНЯЛ, И ПОСЛЕ ПРОТЯЖКИ ВСЕХ РАМ РОЯЛЕЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ- А ТАМ ДОВОРАЧИВАТЬ ПРИХОДИЛОСЬ ПО 1/4 ОБОРОТА!!!- У МЕНЯ В ИТОГЕ ПРОБЛЕМ ПОУБАВИЛОСЬ, ИНСТРУМЕНТЫ ВЕДУТ СЕБЯ НАМНОГО СТАБИЛЬНЕЕ
ТАК ЧТО РАМА ОЧЕНЬ СКАЗЫВАЕТСЯ НА СТРОЕ
daly писал(а):
Ну это не тепловое расширение рамы, а скорее деформационные и усилия сжатия. К тому же мысль другая: приворачивая раму, мы крепим футор. Т.е. играет все равно футор, а рама стабильна
ЕВГЕНИЙ писал(а):
А ТЕПЕРЬ ПОДУМАЙ: ЕСЛИ ФУТОР ГУЛЯЕТ, А ДЕКА К НЕМУ ПРИКЛЕЕНА- ТО ОНА ОЧЕНЬ БЫСТРО ДОЛЖНА РАСТРЕСКАТЬСЯ И РАЗВАЛИТЬСЯ
daly писал(а):
Это правильно.
И разваленные деки идеально не настроишь, все гуляет
ЕВГЕНИЙ писал(а):
ЗНАЧИТ- ГУЛЯНИЕ СТРОЯ ЕСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ В СТАБИЛЬНОСТЯХ РАМЫ И ФУТОРЕ С ДЕКОЙ- ТАК?
daly писал(а):
Ну рама всегда стабильна, в плане термическом. Ее свойства и размеры стабильны и одинаковы при t=20(-+30)
Евгений, рама не стабильна из-за меняющихся направлений натяжения, когда меняется друк струн. Тогда рама перестает быть скрученной. Струны ее тянут вверх, а проседает дека и струны ее просто стягивают в своей плоскости
ЕВГЕНИЙ писал(а):
"рама не стабильна из-за меняющихся направлений натяжения"- МЫ ЧТО, ПОСТОЯННО МЕНЯЕМ ВЕКТОРЫ СИЛ НАТЯЖЕНИЯ СТРУН?
ДРУК СТРУН МЕНЯЕТСЯ, НО ВЕКТОРЫ НАТЯЖЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НА СВОЁМ МЕСТЕ
daly писал(а):
Векторы нет, а вот силы - да. Особенно если ф-но долго не настраивалось и с плохо рассчитанной мензурой. Диаметры струн и их натяжения и длины должны меняться как можно плавнее. Тогда нагрузка на рамы будет распределена более равномерно и значит более стабильно