AlexHutor писал(а):
ЕВГЕНИЙ писал(а):
ФИЛ писал(а):
Возвращаясь к истокам, можно сказать- все " гуляния" от перепадов влажности.
Давайте быть более точными- ОТ ПЕРЕПАДОВ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ.
Это всё- замечательно, но- к чему мы пришли? Как уменьшить это влияние и как с ним бороться- вот главные вопросы, на которые мы никак не можем до конца ответить.
Ещё хорошо бы обсудить механизм влияния перепадов температуры и влажности на строй инструмента. Почему по-разному реагируют на одни и те же изменения климата разные фортепиано? Зависит ли это от плотности посадки рамы?
Сегодня настраивал у себя на работе "Лирику", строй поднялся за лето с 440 до 443 Гц. Что интересно, инструмент не "перекосило", подъём произошёл ровный во всём диапазоне, басы может чуть поменьше задрались.
А до этого на том же месте настраивал маленькое пианино "Вайнбах", так там середина поднялась "горбом", а края только чуть-чуть.
Протяжку рам не делал пока.
Основной фактор тут, думаю, жёсткость чугунной рамы, т.к. чугунная рама оказывает сопротивление не только натяжению струн, но и влажностным деформациям футора.
Ведь футор и чугунная рама, будучи соединёнными вместе, образуют как бы единую конструкцию, но при этом деревянная её часть чувствительна к колебаниям влажности, а металлическая - нет.
Если говорить точнее, то думаю, что значение имеет соотношение жёсткости рамы к жёсткости футора - чем это соотношеине больше, тем влажностные деформации всей конструкции в целом - меньше. Поэтому, скажем, пианино без шпрейцев футора должно, думаю, гулять меньше, чем пианино традиционной конструкции.
Рояльные рамы жёстче пианинных, благодаря очень высоким шпрейцам. Пианинные рамы тоже бывают разные: самые жёсткие - это, по-моему, полно-периметральные, как, например, у Petrof.
И ещё: на одном Бехштейновском семинаре говорилось, что строй у инструмента будет настабильным, если рама привинчена к футору с напряжением - а так может быть при плохой припасовке футора к раме или в случае, если т.н. резонансные (т.е. центральные) винты специально закручены, как это иногда делают для увеличение друка штега. В этом случае футор пребывает в напряжённом состоянии, напряжение это некотролируемым образом распространяется на весь футор, и это приводит к плаванию строя. В качестве способа проверки, пребывает ли данный инструмент в таком состоянии, применительно к пианино предлагалось взать какой-нибудь широкий интервал (напр. дециму через несколько октав) и при этом другому человеку приподнять пианино с одной стороны: если биения заметно изменяются, то значит, что-то тут не так. Однако, по-моему, практически все пианино реагируют на подобное приподнятие, и это даже не только мой личный опыт: у меня лежит где-то статья не помню какого автора, где написано, где приведены результаты такой проверки, сделанной на нескольких разных пианино приличных зарубежных марок, и у всех пианино, там перечисленных, наблюдалось изменение в строе. Так что что-то здесь для меня остаётся непонятным. На Бехштейне, между прочим, регулирует резонансные винты только
после цвиковки - именно для того, чтобы на "напрягать" футор.
Кстати, никогда не следует настроенное пианино двигать, даже немного. Пол никогда не бывает идеально ровным, и даже перемещение пианино на несколько сантиметров приводит к изменению распределения его веса между роликами, а рама вместе с корпусом не так уж и слабо деформированы под действием из собственного веса, перераспределение же нагрузки между роликами запросто может привести к расстройке. Это не относится к роялям.