Klopff писал(а):
Вслушивался очень внимательно. Рояль хорошо настроен. Все гармонично. И фа контроктавы, и аккорды в большой-малой (плюс "до" в первой) звучат, как надо. И пианистка хороша. В чем интрига, Александр Владимирович?
Уважаемый Владимир Алексеевич! Извините за ответ не сразу - надо было собраться с мыслями и вооружиться аргументами. Сейчас я почти к этому готов, осталось кое-что додумать и довыведать. Под Вашими словами о том, что и рояль хорошо настроен, и всё гармонично, и аккорды звучат как надо, и пианистка хороша, готов подписаться обеими руками. Сомнения у меня вызвало звучание фа контроктавы. Мне при прослушивании показалось, что сразу же после удара молотка это фа звучит как надо, но вскоре с тоном происходит какая-то метаморфоза: он слегка повышается и начинает неприятно для слуха диссонировать с красиво звучащим "висячим" фа-минорным аккордом, взятым в середине звукового диапазона. Если Вы прогоните несколько раз первые четыре такта, внимательно вслушиваясь в звучание фа, то наверняка тоже это обнаружите, и тогда увидите, что никакой интриги здесь нет и в помине. Почему я, заводя разговор на эту тему, не указал сразу на то, что меня "напрягло"? Причина в следующем. Наверняка Вы помните одну из проделок Ходжи Насреддина, который за хороший гонорар подрядился избавить богатого горбуна от горба, заставил его к вечеру собрать родню, развёл во дворе костёр, усадил пришедших вокруг него, в центре у костра посадил горбуна, накрыл его мохнатым верблюжьим одеялом и объявил, что сейчас будет произносить заклинание, избавляющее от горба, но, чтобы не разрушить чары, никто из присутствующих не должен думать о старой облезлой обезьяне. Понятно, что пока Ходжа диким голосом вопил какие-то невнятные заклинания, присутствующие, и особенно те, кто искренне сочувствовал горбуну, только и делали, что либо думали, либо заставляли себя не думать о старой облезлой обезьяне. То есть, мало ли что мне почудилось и потому не хотелось даже нечаянно вбросить навязчивую идею, которая могла бы помешать объективному суждению коллег. Сейчас кто с первого, кто не с первого раза уже подтвердил наличие в звучании фа замеченной мной особенности, и, благодаря коллегам, в спектре тона всё-таки обнаружилось присутствие очень фальшивого обертона, который, во-первых, без приборного усиления мы слышать не можем, а во-вторых, он звучит настолько высоко, что совершенно не понятно, он ли влияет на изменение звучания очень низкого основного тона или там "работает" что-то другое.
Во всяком случае мне кажется, что я очень близок к разгадке. Но это только половина задачи. Вторая половина заключается в том, что с тем, что мы выясним, делать? Нужно ли это, возможно ли это и если нужно и возможно, то как? Поскольку мне известно, что коллега Domspasekoi пользуется компьютерными программами, я полагаю, что ответ на поставленные мной вопросы может вызвать потребность введения коррекций в технологии "компьютерных" настроек.