Klopff писал(а):
Уважаемый Александр Владимирович! Не знаю, может быть у меня что-то со слухом не так, но у меня не получается расслышать изменения в неблагоприятную сторону звуковысотного положения основного тона F1 То есть изменения в звуке, конечно, есть: звук живет, меняется, в целом, затихает, как и положено свободным колебаниям. Но почему - "в неблагоприятную сторону"?
И второй момент: основной тон там и вовсе не слышен, в фортепианном звуке все, что ниже 100 Гц, практически отсутствует, и слышим мы не основной тон, а весь спектр, абсолютно бОльшая часть которого - выше 100 Гц, то есть основной и второй ЧТ в нем реально не слышны.
Уважаемый Владимир Алексеевич! Начну со второго. Что касается слышания или не слышания основного тона, Ваше утверждение - аксиома. Но речь идёт не об основном тоне, а о тоне вообще, то есть о всей совокупности обертонов, полном спектре призвуков, в котором в силу различных обстоятельств что-то может доминировать, а что-то быть замаскированным (не мне Вам это рассказывать). И если я где-то допустил оплошность, добавив к слову "тон" определение "основной", прошу меня извинить. Я имел ввиду именно тон. Свидетелями мне Бог и коллеги AlexHutor и VladAn. Не берусь усомневать порог в 100 Гц, но в обсуждении с коллегами темы по Скайпу я точно так же, как и Вы, утверждал, что частота основного тона фа контроктавы 43,65 Гц находится на границе слухового восприятия и что при прослушивании этого тона (всего, не основного!) слух опирается в первую очередь на октавный обертон.
Теперь о первом. В музыкальной акустике всё в той или иной степени построено на компромиссах. Точная и объективная наука математика здесь способна описать лишь общие закономерности, а слух индивидуален и потому субъективен. Я, если помните, писал о моём личном восприятии, которое затем было подкреплено восприятием ряда наших коллег (но, как я полагаю, далеко не всех). Кто-то когда-то возвестил, что всё познаётся в сравнении. Однако было бы ошибкой отождествлять это "всё" с истиной. Именно поэтому, мне кажется, Платон утверждал, что всякое сравнение "хромает". И всё-таки сравнения позволяют пусть не докопаться до истины, но хотя бы выявить различия. Поэтому у меня появилась идея попросить нашего суперталантливого экспериментатора VladaAna взять из подборки на YouTube фрагмент какого-либо исполнения концерта Рахманинова, где бас звучит чисто и ровно до самого окончания, и рядом с ним поместить тот же фрагмент из концерта, предоставленного коллегой Domomspasekoi. Возможно, сравнительно-сопоставительное прослушивание этих фрагментов позволит ощутить различия более обострённо. Именно на этом я и пытался построить дискуссию.