Ванька писал(а):
Означает ли это, что, если бы мы не слышали более высоких частот, наш "hand-made" , или точнее "ear-made" , унисон в самом плохом случае соответствовал бы разности аж в 0.4Гц по натяжению? Хотя был бы при этом безупречным на слух. И, воткнув клинок, можно было бы эту расстройку в десятые доли Гц обнаружить по уходу частоты?
По-видимому, так. Ну, точнее, эта величина всё-таки зависит от декремента затухания отдельно звучащей струны, а он в реальном инструменте может быть и иной. У более низких струн декремент затухание меньше, поэтому и симпатическая зона, в абсолютном выражении частот, у́же.
Можно, конечно, наличие такого эффекта сближения частот проверить экспериментально, причём не обязательно по тюнеру, а, например, просто настроив унисон так, чтобы он воспринимался как чистый, а затем записать через микрофон звучание каждой из струны по отдельности, заглушая остальные. Потом на компьютере наложить звуки и послушать: насколько чистый это будет унисон? Я так подозреваю, что это будет что-то далёкое от чистого унисона.
Кстати, хотя биения в унисоне, согласно моей модели, и исчезают уже при сближении частот двух струн на ширину симпатической зоны, это всё-таки не значит, что при ещё более точной настройке не будет слышно больше никаких изменений в звуке: дело в том, что различие между скоростью затухания в фазе "быстрого звука" и в фазе "долго звука" возникает только уже когда частоты двух струн находятся где-то внутри симпатической зоны, а не просто на её границе. А ведь многих настройщиков с самого начала работы учили узнавать "хороший" унисон именно по специфическому характеру затухания: хороший унисон имеет глуховатый, как бы проваливающийся звук: "Бум!..." Во всяком случае, меня учили так. Со временем это оказывается в подкорке, и поэтому я думаю, что слуховой настройщик на практике всё-таки, как правило, при настройке унисона добивается большего сближения частот двух струн, нежели только на ширину симпатической зоны - настолько, чтобы появилось это узнаваемое различие между "быстрым звуком" и "медленным".
P.S. Вот цитата из статьи Яркко Пелтола "Движение фортепианных струн в унисоне":
Цитата:
Исследования показывают, что при расстройке менее 0,3 Гц, биений в звуке не будет. Будет звук с небольшим начальным однократным биением, но послезвучание будет гладким, а его уровень зависит от величины расстройки. При расстройке больше 0,3 Гц появляются биения. Даже если погрешность выше 0,3 Гц, то период биений будет немного больше, чем должно быть математически (биения будут немного более редкими).
Вот, собственно, у исследователей, на которых ссылается эта статья, получилось 0,3 Гц, по-видимому, опытным путём. У меня же получилось 0,37 Гц на математической модели. По-моему, совсем неплохо для теории. К тому же, это различие может быть объяснено тем, что, как я писал выше, ширина симпатической зоны определяется декрементом затухания, а он, в свою очередь, разный для разных частей диапазона, ну и индивидуальные различия дек и мензур струн тоже никто не отменял.