ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 193 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2020, 17:07 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Ванька писал(а):
Означает ли это, что, если бы мы не слышали более высоких частот, наш "hand-made" , или точнее "ear-made" , унисон в самом плохом случае соответствовал бы разности аж в 0.4Гц по натяжению? Хотя был бы при этом безупречным на слух. И, воткнув клинок, можно было бы эту расстройку в десятые доли Гц обнаружить по уходу частоты?

По-видимому, так. Ну, точнее, эта величина всё-таки зависит от декремента затухания отдельно звучащей струны, а он в реальном инструменте может быть и иной. У более низких струн декремент затухание меньше, поэтому и симпатическая зона, в абсолютном выражении частот, у́же.
Можно, конечно, наличие такого эффекта сближения частот проверить экспериментально, причём не обязательно по тюнеру, а, например, просто настроив унисон так, чтобы он воспринимался как чистый, а затем записать через микрофон звучание каждой из струны по отдельности, заглушая остальные. Потом на компьютере наложить звуки и послушать: насколько чистый это будет унисон? Я так подозреваю, что это будет что-то далёкое от чистого унисона.
Кстати, хотя биения в унисоне, согласно моей модели, и исчезают уже при сближении частот двух струн на ширину симпатической зоны, это всё-таки не значит, что при ещё более точной настройке не будет слышно больше никаких изменений в звуке: дело в том, что различие между скоростью затухания в фазе "быстрого звука" и в фазе "долго звука" возникает только уже когда частоты двух струн находятся где-то внутри симпатической зоны, а не просто на её границе. А ведь многих настройщиков с самого начала работы учили узнавать "хороший" унисон именно по специфическому характеру затухания: хороший унисон имеет глуховатый, как бы проваливающийся звук: "Бум!..." Во всяком случае, меня учили так. Со временем это оказывается в подкорке, и поэтому я думаю, что слуховой настройщик на практике всё-таки, как правило, при настройке унисона добивается большего сближения частот двух струн, нежели только на ширину симпатической зоны - настолько, чтобы появилось это узнаваемое различие между "быстрым звуком" и "медленным".

P.S. Вот цитата из статьи Яркко Пелтола "Движение фортепианных струн в унисоне":
Цитата:
Исследования показывают, что при расстройке менее 0,3 Гц, биений в звуке не будет. Будет звук с небольшим начальным однократным биением, но послезвучание будет гладким, а его уровень зависит от величины расстройки. При расстройке больше 0,3 Гц появляются биения. Даже если погрешность выше 0,3 Гц, то период биений будет немного больше, чем должно быть математически (биения будут немного более редкими).

Вот, собственно, у исследователей, на которых ссылается эта статья, получилось 0,3 Гц, по-видимому, опытным путём. У меня же получилось 0,37 Гц на математической модели. По-моему, совсем неплохо для теории. К тому же, это различие может быть объяснено тем, что, как я писал выше, ширина симпатической зоны определяется декрементом затухания, а он, в свою очередь, разный для разных частей диапазона, ну и индивидуальные различия дек и мензур струн тоже никто не отменял.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим З "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2020, 20:25 
Активный завсегдатай
Аватара пользователя
И после этого первого и единственного биения они продолжают колебаться уже противофазно? Так, уточняю для себя. Или в фазе все таки )) Елки, пока сам не покручу в модели, не чувствую...


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2020, 20:38 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Ванька писал(а):
И после этого первого и единственного биения они продолжают колебаться уже противофазно? Так, уточняю для себя. Или в фазе все таки )) Елки, пока сам не покручу в модели, не чувствую...

Я так понимаю, что под "единственным биением" там имеется в виду тот провал, который виден на рис. 7 в той статье, на сплошной линии. То есть это не биения в привычном смысле слова.
Не то чтобы до этого момента струны колебались только синфазно, а после - только противофазно. Но, скорее, из-за того, что амплитуда синфазной компоненты убывает быстрее, то начиная с означенного момента времени амплитуда противофазной компоненты становится больше, чем у синфазной. Я это понимаю примерно так.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим З "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Ванька
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 28 мар 2021, 02:51 
Активный завсегдатай
Аватара пользователя
VladAn писал(а):
Мы общались довольно близко. Но никакого честного слова о неразглашении я не давал. Знаю многое и охотно поделюсь при случае.


Терцсекст в исполнении чайника.
https://youtu.be/GYsVbJF2brU
Можно начать с 44:15 - финальный контроль. Если результат годный, и интересно как это достигается, есть основная часть видео - полное описание в собственном понимании. Шел только в прямом направлении, в конце только подправляю один звук - "столб" , который небрежно был поставлен в самом начале.
VladAn, Daly, если не секрет, вы действительно настраиваете кварты, не слушая их - сравнивая терцию и сексту? Я про такое читал, по интернету ходит чей-то конспект лекций или что-то типа такого. Но с моим-то опытом я только для проверки зоны кварты это использую, через сексту-терцию разброс в кварте заметный. И темп биений в кварте я пока что устанавливаю точнее, слушая саму кварту. Специально я в этом направлении не тренировался, это конечно трюк прикольный, настраивать интервал, не слушая его, как с октавой в самом начале.
Бывает, что секста оказывается сильно быстрее терции, и это вовремя дает забраковать шуструю кварту. Но опять же, меня это знание не уберегло от завышенной Соль на видео. Задним числом и в записи ошибочки слышно, полезно себя со стороны понаблюдать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Ванька "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Nikolaevich, VladAn
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 28 мар 2021, 06:12 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Цитата:
Ванька написав:
Именно в числах
здорово бы было, ага.
Все что в статье пишут
это правдоподобно,
но насколько оно
соответствует реальным
отклонениям
любопытно. Авторы
ведь тоже за
сложностью не дают
ответов. Я так понял речь о десятых долях,
может быть об 1-1.5
центах. Тут коллеги с
приборчиками
поболее знают.
...

= =
НУ, А КАК ЖЕ ! ! !

_________________
: Заранее благодарен :
= [ Новый Рояль ] =


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 30 мар 2021, 23:19 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Ванька писал(а):
VladAn, Daly, если не секрет, вы действительно настраиваете кварты, не слушая их - сравнивая терцию и сексту?

Я бы рад поделиться практическими навыками, но давно стал "тюнеристом", по слуху уже не вспомню как это слушается. Но, как бы я делал сейчас, думаю так: кварту ставил бы на слух, а уточнял бы ее терц-секстом. Но, сейчас все делает электроника, точнее, быстрее, проще. Единственное слухом я поправляю инструмент на концертах и записях во время перерыва. Но в таких ситуациях задействованы не только кварты, там и квинты, и октавы, и одну кварту ставить не приходится, она всегда проверяется как квинта, с верхним звуком, с нижним и тд

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю daly "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Masterovoi, VladAn, краскюн, Ванька
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 02 апр 2021, 07:38 
Старожил Форума
daly писал(а):
Ванька писал(а):
VladAn, Daly, если не секрет, вы действительно настраиваете кварты, не слушая их - сравнивая терцию и сексту?

Я бы рад поделиться практическими навыками, но давно стал "тюнеристом", по слуху уже не вспомню как это слушается. Но, как бы я делал сейчас, думаю так: кварту ставил бы на слух, а уточнял бы ее терц-секстом. Но, сейчас все делает электроника, точнее, быстрее, проще. Единственное слухом я поправляю инструмент на концертах и записях во время перерыва. Но в таких ситуациях задействованы не только кварты, там и квинты, и октавы, и одну кварту ставить не приходится, она всегда проверяется как квинта, с верхним звуком, с нижним и тд

Скажу то же самое,один в один


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю краскюн "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 17 июл 2021, 22:51 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Показал голосом чистую Б.3 в сравнении с темперированной (на пианино) :)

phpBB [video]

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю VladAn "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, daly, Domspasekoi
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 06 окт 2021, 07:10 
Аватара пользователя
VladAn писал(а):
Если речь идёт об авторстве приёма в настройке фортепиано, совпадающего по конструкции с минорным секстаккордом (нижний общий тон) и мажорным квартсекстаккордом (верхний общий тон), то авторство, как минимум, 1987 года и совсем другого настройщика, план которого состоит исключительно из сравнения терций и секст, и поскольку представляет из себя законченную систему, мог бы называться "методом терц-секст", хотя автор его так и не назвал. Вернитесь на несколько моих постов назад. Там всё объективно и со ссылками на авторские свидетельства. Это может кому-то не нравиться, но факты - вещь упрямая.

Там товарищ Волков приводит таблицу частот биений для интервалов на каждом уровне (каждой ноте). И отталкивается исключительно от терций и секст, считая абсолютное число биений в них. Например: 8.73, 9.25, 9.79, 10.38, 11.0.... без проверки их квартами и сопоставлением друг-с-другом.
Все правильно, вопрос только один: КАК считать на слух эти 9.25 и 9.79??


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Темперация
СообщениеДобавлено: 06 окт 2021, 08:15 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Я додумался проверять этот план темперации "медленными" интервалами. Такой подход логичен. Свою модификацию плана Волкова привожу. Проверочные квинты-кварты обозначены пунктирными двунаправленными стрелками-диагоналями. Знаки равенства условны, поскольку понятно, что в реальности никакого равенства биений быть не может.
Это было ещё в 1991 году на курсах "Квинта-2", куда Волков как-то приехал с далеко иными, нежели учебные, целями. А я был в числе учащихся. На курсах ни о каком терцсексте тогда не было ещё речи...
Изображение

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю VladAn "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Klopff
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 193 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles