VladAn писал(а):
Сезар Франк. Соната ля мажор для скрипки и фортепиано. Неравномерная темперация с семью чистыми квинтами.
...
Люблю эту сонату. Вот фрагмент из моей давней неоконченной заметки про темперацию, сейчас как раз к слову пришелся:
"В конце 50-х — начале 60-х гг. ХХ века появилось немало конструкций клавишных электромузыкальных инструментов (электроорга́нов), в которых весь звукоряд получался октавным делением частот сигналов 12 задающих генераторов (ЗГ), настроенных по хроматической гамме. Настройка такого инструмента сводилась к точной установке частот ЗГ, и весь диапазон получался автоматически настроенным. Существовал способ сэкономить и уменьшить число ЗГ вдвое, а недостающие 6 частот получать делением шести имеющихся не только на 2, но и на 3, то есть, получая звук не только октавой, но и дуодецимой (квинтой через октаву) ниже исходной частоты. Например, у нас есть ЗГ на звуки до, ре, ми, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль 6-й октавы. От них делением частот на 2 получаются частоты этих же звуков во всем диапазоне. От них же делением на 3 получаются частоты звуков фа, соль, ля, си 4-й октавы и ре-бемоль, ми-бемоль 5-й. От этих частот делением уже на 2 образуются эти же звуки в более низких октавах.
Деление частоты на 3 дает акустически чистую дуодециму, поэтому в таком инструменте настоящий РТС недостижим. Однако если попытаться добиться максимальной равномерности темперации в этих условиях, мы придем к чередованию в круге чистых и суженных примерно на 4 цента (1/6 ПК) квинт. Точно такими же квинтами оперируют, по свидетельству А.М.Волконского, Валотти (1770) и Янг (1800). Разница лишь в том, что в старинных темперациях акустически чистые квинты расположены неравномерно по квинтовому кругу и сосредоточены в определенных его местах в соответствии с идеей автора темперации, в электроорганах «экономной» конструкции авторы инструментов стремились к наибольшей равномерности всей темперации и располагали совершенные квинты равномерно, например, как сказано выше."
Здесь, правда, чистых квинт всего шесть, а не семь, но тем не менее. Еще варианты темпераций с чистыми квинтами есть у Вольфганга Визе:
static.php?p=wiese и у вашего покорного слуги:
static.php?p=klopov6 Последний вариант очень просто реализуется в TuneLab - можно просто написать текстовый файл по образцу темперационных файлов *.tem, например:
C 4.0 Циклический НРТС, квинты +/- 2 ц.
C# -2.0
D 0.0
D# 2.0
E -4.0
F 6.0
F# -4.0
G 2.0
G# 0.0
A -2.0
A# 4.0
B -6.0
и загрузить его при настройке. Каюсь, у меня до этого руки так до сих пор и не дошли, но желание все еще есть.
Жаль, авторы ролика не указали, как именно расположены чистые квинты в использованной здесь темперации.