Сергей писал(а):
По сути вопроса мне так никто и не ответил: правильно ли программа указала проверочные интервалы? Все ли они известны?
...
Вот, например, отдельно - возможные способы проверки октав:
Код:
0.00 -- 12=16-4 -- октава = большая децима - большая терция -- опорный для 'большая терция' совпадает с опорным для 'большая децима'
0.00 -- 12=19-7 -- октава = дуодецима - квинта -- опорный для 'квинта' совпадает с опорным для 'дуодецима'
0.00 -- 12=28-16 -- октава = септдецима - большая децима -- опорный для 'большая децима' совпадает с опорным для 'септдецима'
0.00 -- 12=5+7 -- октава = кварта + квинта -- опорный для 'кварта' ниже опорного для 'квинта' на 'кварта'
0.01 -- 12=3+9 -- октава = малая терция + большая секста -- опорный для 'малая терция' ниже опорного для 'большая секста' на 'малая терция'
0.01 -- 12=8+4 -- октава = малая секста + большая терция -- опорный для 'малая секста' ниже опорного для 'большая терция' на 'малая секста'
по порядку
1. Пользуются, наверное, все, кто ушами работает. Проверка на уровне 4:2 как в области темперирования, так и в ее окрестностях.
2. Проверка на уровне 2:1. Актуально наверху, кстати возможно даже лучше, чем следующий вариант, в котором биения рано или поздно становятся очень частыми. Надо попробовать. Спасибо за идею.
3. Проверка на уровне 2:1. Для октав вниз от области темперирования это слишком узко, да и первые октавы наверх обычно делают шире. Я при движении наверх вынуждено начинаю работать на этом уровне, когда чувствую, что уже не могу работать точно в паре 4:2 терцией-децимой. В этом случае 2:1 делаю не чистой, а расширенной. По крайней мере проверка 2:1 не даст сузить октаву. По моему мнению, использование этой проверки сильно ограничено. Чем дальше от темперации вправо (да и влево) - тем больше надо подключать больших иинервалов - двойных, тройных октав и дуодецим.
4. Кварто-квинтовые "весы". Идентична проверке под номером 1. Работает, например, для получения "остова" области темперирования - для чистейшей 4:2. Хотя поклонникам Штоппера там нужна октава пошире
. Средний звук внутри октавы стоит чуток расстроить, причем неважно в какую сторону, чтобы ускорить биения для более комфортного (точного) сравнения кварты и квинты.
5. Проверка на уровне 6:3. Незаменима при спуске вниз, как только малые терции становятся помедленней. Это где-то с середины малой октавы. В принципе, можно получать такие октавы и без проверки, цепляясь ухом за квинтовый тон (точней, дуодецима от верхнего звука), и обнуляя его пульсации. Но убедиться в конечном результате не помешает этой самой проверочкой. Можно пользоваться хоть до самого низу, но там появляется конкурент на уровне 12:6. Если мешает - можно пользоваться флажолетным возбуждением 6:3.
6. Проверка на урвне 8:4. Делаю такие в контроктаве в своем пианино, так как 6:3 и двойных 8:2 там недостаточно. Пробовал самые нижние 5 звуков даже 10:5 делать