Domspasekoi писал(а):
Александр Владимирович, столкнулся я с проблемным инструментом "Беккер" прибор после измерения негармоничности струн предлагает слишком напряжённые терции и сексты, я ему препятствую, коррективы доходят до двух центов. После подгонки до знакомых нам биений в терциях и секстах начинаются проблемы в малой октаве. Как бы подошёл к этому роялю метод синхронизации? Видео
http://www.youtube.com/watch?v=Rxa0JC7_7KIБелый Рояль писал(а):
Скажем так,метод синхронизации работает везде,как и компьютерные проги и высококласные тюнеры.Но,как Вы заметили,инструменты разные,каждый со своими видимыми и не видимыми дефектами.И если вам что-то не понравилось в результате,при работе в любом,выше перечисленном варианте,то исправлять это надо только руками и ушами.Поэтому,я считаю,нас всех и не отправили до сих пор в утиль,не смотря на впечатляющие успехи электроники.Расчеты из математики,это просто ориентир,для многих инструментов близкий к идеалу,все остальное-на усмотрение настройщика.
Уважаемый коллега Domspasekoi! В основной части суждения коллега Белый Рояль прав. По поводу равномерных темпераций я в книге о методе синхронизации писал, что, на мой взгляд, точность равномерно-темперированного строя не связана ни с частотами тонов, ни с темпами биений в интервалах. Она связана с наличием в звучании строя двух факторов, которые должны присутствовать в нём одновременно(!!!) Первый из них - акустическая чистота в константном интервале; для современного РТС это октава, для строя Григоренко-Кордье - квинта, для темперации Бернхарда Штоппера - дуодецима. Второй - плавное изменение темпов биений во всех остальных одноимённых интервалах, исполняемых в хроматической последовательности (по полутонам). Говорю об одновременности присутствия непременно обоих факторов по той причине, что вполне возможна акустическая чистота константных интервалов при скачкообразных изменениях (или же неизменениях, что тоже встречается) темпов биений в остальных интервалах, а также вполне возможна плавность изменения темпов биений в остальных интервалах при отсутствии акустической чистоты в константных. И здесь действительно ничего другого не остаётся, как положиться на слух, что и советует коллега Белый Рояль. Но это хорошо, когда контролируешь точность (синоним - равномерность) уже созданного строя. Однако, вопрос в том, на что опираться при его создании. И если первое базовое основание метода - синхронизация темпов биений в звучании интервалов с темпами, выдаваемыми генератором эталонных темпов, то здесь очень важно обратить внимание на второе базовое основание - способ распределения темперационной нагрузки по интервалам строя, отличный от того, каким мы пользуемся в традиционных технологиях настройки. Традиционную траекторию «выращивания» области темперирования (от исходного тона до не менее октавы) я называю ленточной: настроили исходный тон, от него первый интервал, от вновь настроенного тона этого первого интервала следующий интервал и так далее, до интервала, замыкающего квинтовый круг (в данном случае замыкание квинтового круга следует понимать как втягивание в строй всех тонов хроматической гаммы). При такой, ленточной, последовательности выстраивания интервалов настройщик, допустив в настройке первого интервала мельчайшую погрешность (чего при настройке избежать практически невозможно), неизбежно «гонит» её в последующий интервал, где к ней добавляется новая мельчайшая погрешность, и так далее, и так далее. И когда наступает время проверки последнего, замыкающего интервала, выясняется, что накопленные в нём мельчайшие погрешности объединились и приобрели значительную величину. И тогда эту суммарную погрешность приходится «задним ходом», разгонять по уже настроенным интервалам. В методе синхронизации взамен ленточной траектории предложена блочная, то есть настройка блоками трезвучий. Настройте по метроному любые два интервала трезвучия, а затем, опять же по метроному, проверьте темп биений в третьем, замыкающем трезвучие интервале. И в случае значительных расхождений темпов проведите коррекцию во всех трёх интервалах, максимально приблизив темпы биений в них к темпам, выдаваемым генератором. Таким образом темперационная нагрузка на все три интервала («высокоскоростные» терции и «низкоскоростная» квинта в трезвучии основного вида или «высокоскоростные» терция и секста и «низкоскоростная» кварта в секстаккорде или квартсекстаккорде) окажется распределённой относительно равномерно (абсолюта здесь принципиально быть не может!). И даже если в каком-либо элементе трезвучия допущена та самая труднозамечаемая в процессе настройки мельчайшая погрешность, она так и останется и мельчайшей, и "запертой" внутри трезвучия, и никуда дальше не перейдёт.
И ещё одно соображение. Как свидетельствует небезызвестная всем нам «Кривая Рейлсбека», серединная часть звукового диапазона фортепиано любого класса имеет крайне незначительную негармоничность обертонов, что и вызывает незначительные отклонения темпов биений в здешних интервалах от их математических расчётных величин. Но та же «Кривая Рейлсбека» ещё и свидетельствует о том, что отклонения частот тонов от расчётных величин в области низких тонов звукового диапазона значительно меньше, чем в области тонов высоких. Поэтому при настройке методом синхронизации я предпочитаю не традиционную область темперирования ля малой – ля первой октав, а «сдвинутую» на квинту влево, то есть ре малой - ре первой октав. К тому же, как показали и математические расчёты, и исследования с применением компьютерных настроечных программ, суммарная негармоничность обертонов в области ре – ре значительно ниже, чем в области ля – ля. А ещё здесь продолжительнее звучание тонов и, следовательно, продолжительнее их срединная, наиболее устойчивая фаза звучания, что делает более комфортным слуховой контроль качества темперации. А ещё темпы биений во всех без исключения интервалах области ре – ре не слишком медленны и не слишком быстры и потому гораздо лучше контролируемы на слух, чем темпы биений в интервалах области ля – ля.
И вообще вдумчивое рассмотрение всякого метода (а не только метода синхронизации; расспросите того, кто хорошо владеет методом квинто-квартовой настройки, и он подтвердит то же самое) раскрывает исследователю множество взаимосвязанных и взаимозависимых деталей и нюансов, без знания которых и без овладения которыми использование метода часто заводит в тупики.
Извините, если утомил Вас многословием, и примите заверение в готовности ответить на любой вопрос, который может у Вас возникнуть по прочтении этого моего сообщения.