Уважаемые коллеги! Открывая тему, сразу же хочу предупредить: не имея ни малейшего стремления «обращать» кого-либо «в новую веру», всего лишь предоставляю вам возможность поосновательнее ознакомиться с методом синхронизации и определиться в отношении к нему самим. Решил сделать это через некоторое, достаточное для достижения цели, количество сообщений – и вот по какой причине. Вы и без меня наверняка заметили, что простота, подобно полярным ледяным шапкам, концентрируется на двух противоположных полюсах, один из которых – глупость (отсюда простофиля, дурачок, глупышка), а другой – гениальность (отсюда и поговорка «всё гениальное – просто», в ряде случаев справедливая). Отличить одно от другого несложно. Простота как признак глупости есть изначальное условие формирования представлений и суждений о чём-либо (дескать, а чего тут думать - и так всё понятно!), а простота как признак гениальности есть продукт очень и очень сложной работы, иногда длящейся всю жизнь. Всё остальное комфортно располагается между этими полюсами. Не мне судить, к которому из полюсов тяготеет моя разработка и насколько к нему приближена, и, если честно, этот вопрос меня мало беспокоит, поскольку всегда и во всём стараюсь придерживаться мудрого совета: «Делай что должен – и будь что будет!».
Итак, начинаю «делать» и искренне надеюсь, что ваши вопросы, замечания и суждения в ходе обсуждения изложенного на всякий данный момент послужат мне «навигационными вёшками» на пути к конечной цели.
Чтобы с самого начала избежать наслоения друг на друга вопросов, которые вроде бы об одном и том же, а на самом деле принадлежат к различным предметам, предлагаю собственно настройку помыслить двояко: 1. Как процесс опосредованного, путём настройки других интервалов на слух по биениям или отдельных тонов по прибору, получения полутонов, максимально приближённых в современном РТС к равномерным или, в исторических темперациях, к неравномерным (идеальные равномерность и неравномерность невозможны по целому ряду объективных и субъективных причин) путём возможно более точной расстановки тонов по их «нормативным» местам. 2. Как вкусовую коррекцию звучания строя либо уже в ходе процесса №1, либо после окончания настройки по его варианту. Вкусовая коррекция, в свою очередь, может быть либо спонтанной, непредумышленной (у бесталанных настройщиков она всякий раз разная, возникающая по причине «так получилось», у более талантливых – более единообразная, поскольку они «лучше слышат»), либо целевой, которую способен выполнить только настоящий Большой Мастер. Последнее считаю необходимым пояснить, чтобы некоторое время этой темы не касаться. Однажды, то ли в переписке, то ли при личной встрече, В. А. Клопов сообщил мне, что ему как-то при настройке современным РТС пришлось по просьбе концертирующего пианиста «облагородить» мажоры. Имеющие музыкальное образование знают, что миноры часто обозначают сокращённым латинским «moll» (mollis – мягкий), а мажоры «dur» (durus – твёрдый, жёсткий). Такие характеристики их звучанию придают (тов. Н. Запупыркин, адресую это лично Вам!!!) метабиения, то есть биения второго уровня, производные в трезвучиях основного вида от разности биений в малой и большой терциях, а в обращениях трезвучий от разности биений в терции и сексте. В минорах они медленные, плавные, «утопающие» в общем звучании, придающие ему удивительную нежность и полётность, в трезвучиях основного вида – удвоенные по отношению к частоте биений в квинте, а в обращениях – равные частоте биений в кварте. В мажорах же они частые, назойливые, беспокоящие слух, не совпадающие ни с кем и ни с чем, различимо «выпирающие» из общего звучания. Если сравнить мажорное и минорное трезвучия в пределах одной и той же квинты, то частота метабиений в мажоре будет в 4,18 раза выше, чем в миноре. Справедливо полагать, что «облагородить» мажор – это смягчить его звучание путём либо полного обнуления этих пресловутых метабиений, либо радикального их замедления. Первое в пределах суженной квинты невозможно в принципе (натуральную квинту исключаем, поскольку она даст незамкнутую систему) , а у второго огромное количество вариантов путём подвижки одного, двух или всех трёх тонов. Наш уважаемый (латентный математик, но скромный и потому не признающийся в этом) Daly, подтвердит, что количество вариантов подвижек в комбинации из трёх тонов несложно рассчитать по формуле «2 в степени n минус 1, где n - это количество тонов», то есть 7 (3 варианта двигать по одному тону, 3 варианта двигать оба тона в каждой из трёх пар и 1 вариант двигать все три тона). А если к этому прибавить ещё и подварианты направления подвижек, то есть вверх и вниз, то количество вариантов неизмеримо возрастает. И в целях краткости прошу принять к сведению без доказательств, что подвижка любого тона с целью улучшения благозвучия того или иного интервала приведёт к такому же улучшению благозвучия только в его обращении, а в остальных интервалах его с неотвратимостью ухудшит, что вызовет возмущение во всей системе межзвуковых и межинтервальных отношений и связей во всём строе; и при всём том каждый из вариантов даст совершенно отличный от других вариантов результат. Сложность вопроса в том, окажутся ли интервалы с ухудшившимся звучанием «внутри» тональности, под которую «облагородили» мажоры, или вне её. Согласитесь, что решить перед настройкой задачу, куда и какие тоны двигать, чтобы, настроив отдельные интервалы с целью «облагородить» мажоры (или миноры), нечаянно не разрушить общее благозвучие тональности, под силу только всесторонне теоретически подготовленному высококлассному специалисту (такому как В. А. Клопов), которого я и называю Большим Мастером. Поэтому всё, что будет сказано далее о методе синхронизации, будет посвящено исключительно расстановке тонов по их «нормативным» местам; и потому позвольте на этом этапе принимать к сведению только суждения об иных способах, обеспечивающих или предположительно обеспечивающих более высокую точность, чем это предлагает метод (то есть суждения типа: «А мне делать по-другому нравится больше, поскольку, на мой взгляд, так звучит лучше!» - отложим до разговоров о вкусовой настройке, которые, если будет желание, проведём после того, как с достаточной полнотой отработаем тему «нормативности».
Итак, хотелось бы услышать ваши мнения по поводу, не возражаете ли вы против предложенного мной подхода.
|