ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 135 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 14  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 11 авг 2013, 13:35 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги!
Открывая тему, сразу же хочу предупредить: не имея ни малейшего стремления «обращать» кого-либо «в новую веру», всего лишь предоставляю вам возможность поосновательнее ознакомиться с методом синхронизации и определиться в отношении к нему самим. Решил сделать это через некоторое, достаточное для достижения цели, количество сообщений – и вот по какой причине. Вы и без меня наверняка заметили, что простота, подобно полярным ледяным шапкам, концентрируется на двух противоположных полюсах, один из которых – глупость (отсюда простофиля, дурачок, глупышка), а другой – гениальность (отсюда и поговорка «всё гениальное – просто», в ряде случаев справедливая). Отличить одно от другого несложно. Простота как признак глупости есть изначальное условие формирования представлений и суждений о чём-либо (дескать, а чего тут думать - и так всё понятно!), а простота как признак гениальности есть продукт очень и очень сложной работы, иногда длящейся всю жизнь. Всё остальное комфортно располагается между этими полюсами. Не мне судить, к которому из полюсов тяготеет моя разработка и насколько к нему приближена, и, если честно, этот вопрос меня мало беспокоит, поскольку всегда и во всём стараюсь придерживаться мудрого совета: «Делай что должен – и будь что будет!».

Итак, начинаю «делать» и искренне надеюсь, что ваши вопросы, замечания и суждения в ходе обсуждения изложенного на всякий данный момент послужат мне «навигационными вёшками» на пути к конечной цели.

Чтобы с самого начала избежать наслоения друг на друга вопросов, которые вроде бы об одном и том же, а на самом деле принадлежат к различным предметам, предлагаю собственно настройку помыслить двояко:
1. Как процесс опосредованного, путём настройки других интервалов на слух по биениям или отдельных тонов по прибору, получения полутонов, максимально приближённых в современном РТС к равномерным или, в исторических темперациях, к неравномерным (идеальные равномерность и неравномерность невозможны по целому ряду объективных и субъективных причин) путём возможно более точной расстановки тонов по их «нормативным» местам.
2. Как вкусовую коррекцию звучания строя либо уже в ходе процесса №1, либо после окончания настройки по его варианту.
Вкусовая коррекция, в свою очередь, может быть либо спонтанной, непредумышленной (у бесталанных настройщиков она всякий раз разная, возникающая по причине «так получилось», у более талантливых – более единообразная, поскольку они «лучше слышат»), либо целевой, которую способен выполнить только настоящий Большой Мастер. Последнее считаю необходимым пояснить, чтобы некоторое время этой темы не касаться.
Однажды, то ли в переписке, то ли при личной встрече, В. А. Клопов сообщил мне, что ему как-то при настройке современным РТС пришлось по просьбе концертирующего пианиста «облагородить» мажоры. Имеющие музыкальное образование знают, что миноры часто обозначают сокращённым латинским «moll» (mollis – мягкий), а мажоры «dur» (durus – твёрдый, жёсткий). Такие характеристики их звучанию придают (тов. Н. Запупыркин, адресую это лично Вам!!!) метабиения, то есть биения второго уровня, производные в трезвучиях основного вида от разности биений в малой и большой терциях, а в обращениях трезвучий от разности биений в терции и сексте. В минорах они медленные, плавные, «утопающие» в общем звучании, придающие ему удивительную нежность и полётность, в трезвучиях основного вида – удвоенные по отношению к частоте биений в квинте, а в обращениях – равные частоте биений в кварте. В мажорах же они частые, назойливые, беспокоящие слух, не совпадающие ни с кем и ни с чем, различимо «выпирающие» из общего звучания. Если сравнить мажорное и минорное трезвучия в пределах одной и той же квинты, то частота метабиений в мажоре будет в 4,18 раза выше, чем в миноре. Справедливо полагать, что «облагородить» мажор – это смягчить его звучание путём либо полного обнуления этих пресловутых метабиений, либо радикального их замедления. Первое в пределах суженной квинты невозможно в принципе (натуральную квинту исключаем, поскольку она даст незамкнутую систему) , а у второго огромное количество вариантов путём подвижки одного, двух или всех трёх тонов. Наш уважаемый (латентный математик, но скромный и потому не признающийся в этом) Daly, подтвердит, что количество вариантов подвижек в комбинации из трёх тонов несложно рассчитать по формуле «2 в степени n минус 1, где n - это количество тонов», то есть 7 (3 варианта двигать по одному тону, 3 варианта двигать оба тона в каждой из трёх пар и 1 вариант двигать все три тона). А если к этому прибавить ещё и подварианты направления подвижек, то есть вверх и вниз, то количество вариантов неизмеримо возрастает. И в целях краткости прошу принять к сведению без доказательств, что подвижка любого тона с целью улучшения благозвучия того или иного интервала приведёт к такому же улучшению благозвучия только в его обращении, а в остальных интервалах его с неотвратимостью ухудшит, что вызовет возмущение во всей системе межзвуковых и межинтервальных отношений и связей во всём строе; и при всём том каждый из вариантов даст совершенно отличный от других вариантов результат. Сложность вопроса в том, окажутся ли интервалы с ухудшившимся звучанием «внутри» тональности, под которую «облагородили» мажоры, или вне её. Согласитесь, что решить перед настройкой задачу, куда и какие тоны двигать, чтобы, настроив отдельные интервалы с целью «облагородить» мажоры (или миноры), нечаянно не разрушить общее благозвучие тональности, под силу только всесторонне теоретически подготовленному высококлассному специалисту (такому как В. А. Клопов), которого я и называю Большим Мастером.
Поэтому всё, что будет сказано далее о методе синхронизации, будет посвящено исключительно расстановке тонов по их «нормативным» местам; и потому позвольте на этом этапе принимать к сведению только суждения об иных способах, обеспечивающих или предположительно обеспечивающих более высокую точность, чем это предлагает метод (то есть суждения типа: «А мне делать по-другому нравится больше, поскольку, на мой взгляд, так звучит лучше!» - отложим до разговоров о вкусовой настройке, которые, если будет желание, проведём после того, как с достаточной полнотой отработаем тему «нормативности».

Итак, хотелось бы услышать ваши мнения по поводу, не возражаете ли вы против предложенного мной подхода.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, revaz, voitekaites
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 13 авг 2013, 18:04 
Administrator
Аватара пользователя
Я с большим интересом буду следить за этой темой и, по возможности, участвовать в ней. Всё новое и незнакомое в профессии (а его для меня с каждым годом становится, увы, меньше) обязательно стараюсь пропустить через себя и составить об этом собственное мнение. Работа у нас одна, а результата можно достичь совершенно разными методами. И тут в выигрыше окажется тот, кто овладеет разными методиками и соорудит что-то своё, удобное лично ему. Это безумно интересно - по кирпичику строить "свой дом". И огромное спасибо таким Личностям, как Александр Владимирович, предлагающим нам эти "кирпичики"!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 13 авг 2013, 18:26 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Будет интересно. ждем.

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 17:08 
Мэтр
Аватара пользователя
Метод и приём часто путают. Приём – это то, что «работает» только и исключительно внутри метода, не изменяя его принципиальной сути. Например, настройщики настраивают квинтами и квартами, контролируя биения в них с опорой на личное внутреннее чувство темпа, а терции, сексты и все остальные интервалы возникают у них автоматически как результат квинтовых и квартовых «ходов». При этом каждый настройщик может использовать в настройке приёмы, которые не используют другие, но не смотря на разнообразие этих приёмов все вышеописанные настройщики действуют в рамках метода, называемого квинто-квартовым. Другой метод – это настройка терциями и секстами, при которой автоматически возникают уже квинты и кварты. Третий – это настройка отдельных звуков по прибору (тюнер, компьютерная программа), при которой автоматически возникают все интервалы. С появлением в практике настроек различных методов возникли и их «синкретные» (от термина «синкретизм») формы вследствие заимствования некоторых приёмов одним методом у другого (например, настройка квинтами и квартами с попутным контролем равномерности темперации по темпам биений в автоматически возникших на момент контроля терциях и секстах).
Объяснить приём несложно. Объяснить метод гораздо сложнее. Когда мне предлагают или возникает возможность приобрести нечто новое, чего мне и в голову не приходило иметь, я всегда спрашиваю себя, какую стоящую передо мной задачу я не могу решить, не приобретя это нечто. Следовательно, разрабатывая метод синхронизации, я отвечал – в первую очередь самому себе, – какую задачу я решить без него не могу. Отвечу на это цитатой из В. А. Клопова:

Klopff писал(а):
Недостаток TuneLab и пр. как раз в том и состоит, что биения как таковые ее (и др.) просто не интересуют, они вне поля "зрения" (или, лучше, слушания?) этих программ. Не так давно в "Классике" был разговор на эту тему; если не ошибаюсь, AlexHutor как раз предложил идею создать программу, которая бы слушала биения в интервалах. Если такая программа будет создана, качество электронной темперации заметно возрастет.


Итак, «неприборная» (исключительно с опорой на слух) настройка интервалов по биениям не может дать максимальной точности вследствие того, что настройщик в оценке частот биений опирается на субъективное, весьма обманчивое, чрезвычайно зависимое и от профессионального навыка, и от сиюминутного психофизического состояния самого настройщика, чувство темпа. Приборная же настройка, как бы точна она ни была, тоже не может дать максимальной точности, поскольку прибор при настройке отдельных звуков «не слышит» и не в состоянии оценить межзвуковые отношения в интервалах, которые, собственно, и делают строй строем. И если согласиться с утверждением, что благозвучие интервала неразрывно связано с частотой биений в его звучании, то, следовательно, добившись максимального благозвучия интервала, мы получаем темп биений в его звучании, максимально приближенный к расчётной величине или полностью совпадающий с ней (здесь я пока говорю только об области темперирования в средней части звукового диапазона фортепиано), и, наоборот, максимально приблизив темп биений к расчётному, мы получаем максимально благозвучный интервал. Надеюсь, коллеги согласятся, что настроить максимально благозвучный интервал с опорой на вкусовую оценку его благозвучия способны очень редкие настройщики, в то время как настроить максимально благозвучный интервал с опорой на оценку в его звучании темпа биений способны практически все, но при условии, если этот темп сравнивают не с субъективным его ощущением, а с объективным темпом, эталонным именно для данного интервала. Эту задачу до изобретения когда-нибудь компьютерной программы, «которая бы слушала биения в интервалах» (В. А. Клопов) как раз и решает метод синхронизации. И какая разница, осуществляется ли это с помощью приёма, использующего компьютерную программу, или с помощью приёма, использующего электронный генератор эталонных темпов биений для любого из настраиваемых или контролируемых интервалов?
Такой генератор находится практически у каждого настройщика, как говорится, под рукой.
(Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Алексей Амосов, revaz
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 18:25 
Аватара пользователя
Подписался на тему, жду ее развития и хочу задать такой вопрос: кривая Рейлсблека на разных инструментах разная, на роялях она меньше, на пианино больше. В последнее время стала использоваться настройка с расширенной октавой, что неизбежно приводит к увеличению кривой Рейлсблека. В компьютерных программах и тюнерах используется как правило 4 вида растяжки, от слабой до сильной. Вопрос: как метод синхронизации учитывает различную степень растяжки? Например терция Фа малой - ля первой на легкой растяжке должна дать меньше биений, чем на сильной растяжке. Соответственно, биение всех интервалов меняется в зависимости от степени растяжки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 19:27 
Мэтр
Аватара пользователя
Станислав писал(а):
Подписался на тему, жду ее развития и хочу задать такой вопрос: кривая Рейлсблека на разных инструментах разная, на роялях она меньше, на пианино больше. В последнее время стала использоваться настройка с расширенной октавой, что неизбежно приводит к увеличению кривой Рейлсблека. В компьютерных программах и тюнерах используется как правило 4 вида растяжки, от слабой до сильной. Вопрос: как метод синхронизации учитывает различную степень растяжки? Например терция Фа малой - ля первой на легкой растяжке должна дать больше биений, чем на сильной растяжке. Соответственно, биение всех интервалов меняется в зависимости от степени растяжки.


Уважаемый Станислав!
Вопрос хороший, но несколько преждевременный. Я ведь писал, что пока говорю только об области темперирования в середине звукового диапазона фортепиано. Закончу с нею, расскажу и о приёмах настройки "крыльев" диапазона, в том числе с учётом Кривой Рейлсбека. Но готов и сейчас поделиться моим представлением о так называемых РАСШИРЕННЫХ октавах, хотя об этом уже где-то на этом же форуме писал. Проблема в том, что в области музыкальной акустики создано много мифов, которые все исповедуют, но мало кто считает необходимым их как следует продумать. Например, то, что скажу дальше, может служить объективным препятствием к тому, чтобы всем нам договориться о характеристиках, которые позволяют именовать какие-то октавы расширенными, а какие-то нет – и всё по такой пустяковой причине, что НЕ-РАСШИРЕННЫХ октав Вы в равномерно-темперированном строе не найдёте. Возьмём, к примеру, октаву ляля1. Если частота основного тона ля1 ровно 440 Гц, то частота 2-й гармоники ля в силу негармоничности обертонов не 440 Гц, а немножко выше. Следовательно, если мы настроим ля точно на 220 Гц, то получим не очень чистую октаву, а если захотим её «очистить», то вынуждены будем ля слегка понизить, и тогда частота его тона станет немного ниже 220 Гц. То есть октава по интервалообразующим гармоникам будет акустически чистой, с соотношением частот гармоник 1 к 1, а по основным тонам частóты соотнесутся не 1 к 2, а меньше 1-го к 2, то есть слегка расширенной. И чем дальше к краям диапазона, тем более возрастает негармоничность обертонов, и, следовательно, тем более увеличивается отстояние друг от друга основных тонов (иными словами, увеличивается расширение октав). В свете этого суждения как Вы думаете, до какого момента объективно расширенные октавы следует считать нерасширенными, а с какого расширенными? Я лично ответить на этот вопрос затрудняюсь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
revaz
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 16 сен 2013, 16:03 
Аватара пользователя
Действительно, музыкант слышит слегка заниженный тон нижнего звука октавы, к примеру ля-ля1 и понимает, что октава расширена, на самом деле вторая гармоника нижнего звука настроена в идеальный унисон с основным тоном верхнего звука. Если этому унисону дать одно биение в секунду или в 2 секунды, понизив нижний тон, как рекомендуют сторонники что бы "оживить" октаву, то мы обязаны будем разогнать в области темперирования не только величину комы, но и плюс к ней 1-2 биения для расширения октавы ля-ля1. Соответственно, все интервалы расширятся в октаве. Конечно, ничего катастрофичного здесь нет, изменения незначительные, но аккорды будут "журчать" совсем по другому. Наверное кому то нравиться. По заказу можно настроить, почему бы нет. У меня к Вам еще один вопрос по области темперации, задам его попозже.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 17 сен 2013, 11:28 
Мэтр
Аватара пользователя
(Продолжение)

ВИДЫ ГЕНЕРАТОРОВ ЭТАЛОННЫХ ТЕМПОВ БИЕНИЙ

Для настройки методом синхронизации используют генератор эталонных темпов биений, в роли которого могут выступать многие из современных широко употребляемых электронных приборов, некоторые образцы которых приведены на рисунках ниже.



ИзображениеЭто - электронный метроном с прищепкой сзади,
который можно закрепить на петлице.

  • Число 104 и под ним значок квартоли обеспечивают
    416 ударов в минуту (104 х 4 = 416), что в пересчёте на
    секунду составляет 6,93 уд./сек. (416 : 60 = 6,93)
ИзображениеЭто - электронный метроном и тюнер в одном
приборе (продавцы его называют «метротюнер»)
Модель WMT-555.

  • Число 104 и курсор под значком квартоли тоже
    обеспечивают 6,93 уд./сек.
ИзображениеЭто - смартфон с установленным в нём
метрономом-приложением «TimeGuru»
(стоимость установки около 70 руб.)

  • Число 104 внизу и значок шестнадцатой ноты в
    красном кружке тоже обеспечивают 6,93 уд./сек.
  • Значок «строчки» в чёрном кружке в правом верхнем
    углу показывает, что можно сформировать готовую
    таблицу нужных темпов, чтобы всякий раз не
    устанавливать их заново.
  • Можно также изменять характер звучания от
    музыкальных тонов до сухих щелчков.



Можно также использовать электронные метрономы и «метротюнеры» и многих других моделей. Кроме того набор темпов, нужных для настройки области темперирования методом синхронизации, можно «закачать» в обычный мобильный телефонный аппарат, что блистательно умеет делать наш коллега VladAn.
На рисунках всех трёх аппаратов установлен темп 6,93 удара в секунду, что соответствует стандартным 6,93 биениям в секунду в большой терции фа-ля малой октавы при частоте исходного тона ля первой октавы 440 Гц. Но полный диапазон темпов составляет от 0,5 б/сек. до 15,3 б/сек. с точностью до тысячных и десятитысячных долей биения в секунду, чего более чем и даже слишком достаточно и по точности, и по диапазону частот для настройки любых, а точнее, всех консонантных интервалов области темперирования (и квинт, и кварт, и терций, и секст) по плану настройки, который будет предложен далее. Такое изобилие темпов достигается тем, что при установке на дисплее прибора какого-либо числа и нотного знака четвертной метроном даёт количество ударов в минуту, соответствующее данному числу (электронные метрономы при установке четвертной имеют диапазон от 30 до 230 или 250 ударов в минуту); при установке на метрономе знака дуоли, а в TimeGuru восьмушки, количество ударов удваивается; при установке на обоих приборах знака триоли количество ударов утраивается; а при установке на метрономе знака квартоли, а в TimeGuru шестнадцатой, количество ударов учетверяется. Рассчитать таблицу нужных темпов очень просто: нужно стандартный темп биений в секунду умножить на 60 и получить количество ударов в минуту, а затем разделить это значение на 1 (четвертная), 2 (дуоль или восьмая), 3 (триоль) или 4 (квартоль или шестнадцатая). Например, нужно настроить по биениям большую терцию b-d1, в которой стандартный темп 9,249 б/сек. 9,249 х 60 = 554,94, округлённо 555. Наиболее близки к этому числу либо 555 : 4 = 139 и знак квартоли (это даст 9,26 б/сек., т. е. погрешность 0,011 б/сек.), либо 555 : 3 = 185 и знак триоли (это даст 9,25 б/сек., т. е. погрешность 0,001 б/сек.). Ни та, ни другая погрешности в силу их ничтожности не имеют при настройке никакого значения.
Несмотря на непривычную для большинства настройщиков и потому кажущуюся сложной работу с генератором, в реальности работать с ним достаточно просто и удобно, что могут подтвердить коллеги, уже пользующиеся методом синхронизации, если, конечно, это их не затруднит. Дело в том, что характеристики настраиваемых интервалов очень быстро, буквально через несколько настроек с заглядыванием в схему плана настройки, запоминаются как установочные параметры для генератора, например, б.терция f–а запоминается как «сто четыре-на-четыре» (здесь имеются ввиду число 104 и знак квартоли, «учетверяющей» количество ударов), б.секста f–d1 как «сто девятнадцать-на четыре», б.терция a–c#1 как «сто тридцать один-на четыре» и т. д. Как только это запомнится, необходимость заглядывать в схему плана настройки, где указаны эти же темпы, отпадает (разве что кроме случаев, когда что-то забылось). Лично у меня, например, когда иду куда-то настраивать, схемы плана при себе нет, поскольку в нём нет никакой необходимости.


(Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 17 сен 2013, 11:50 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Метод синхронизации (проверил на собственном опыте) прост в освоении, не утомляет при настройке и дает отличный результат. Темпы, действительно, очень быстро запоминаются. Основная ошибка начинающих - большая громкость звука темпозадающего генератора. Звучание его должно быть прозрачным для прослушивания биений, т.е. минимальным. Тогда всё получится.

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: МЕТОД СИНХРОНИЗАЦИИ В НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО
СообщениеДобавлено: 21 сен 2013, 21:27 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги!
Прежде чем по теме «метод синхронизации» выкладывать очередной материал, подумалось, что, возможно, кто-то захочет не только прочитать и вообразить, как «сей зверь» выглядит, но ещё и попробовать. Таким хочу сказать следующее. Мне представляется, что чем точнее темперация, тем заметнее в ней огрехи. И потому требованиям метода традиционная настройка с её постоянными перестановками единственного клинка отвечает не совсем, поскольку здесь приходится всякий очередной звук в интервале настраивать по звуку хора, струны которого уже настроены в приму с унисонами, а унисоны, как известно, интервалы самые капризные, самые неточные и потому дают «размытый» тон, что делает точную настройку интервала весьма затруднительной и практически невозможной. К тому же настройка с единственным клинком чрезвычайно усложняет процедуры обнаружения неточностей и их исправления. Поэтому рекомендую ознакомиться с приёмом настройки с несколькими клинками, а ещё более рекомендую приём настройки с глушением вторых и третьих струн в хорах войлочной лентой по всему звуковому диапазону. Фотоматериалы с комментариями помещаю на форуме одновременно и здесь, и в «Разделе для обучающихся настраивать».

Есть весьма убедительное предположение, что самым мощным движителем технического прогресса служит элементарная физическая лень людей. Возможно, не всех, но я, к сожалению, принадлежу к числу тех, кто готов сделать невероятное, лишь бы ничего не делать. Похоже, именно по этой причине мне когда-то показалось весьма скучным и утомительным занятием постоянно дёргать единственный клинок, переставляя его во время настройки. Кроме того, когда после настройки струн хора обнаруживал ошибку, приходилось перестраивать заново все три струны, а если ошибку обнаруживал не сразу, то вынужден был перестраивать все три струны уже в нескольких хорах. Решил с этим «безобразием» покончить и хочу поделиться с вами двумя приёмами, которые применяю в процессе настройки.
Приём первый, с которого я начинал «прогрессировать», изображён на фото 1.

СПОСОБЫ ГЛУШЕНИЯ СТРУН ПРИ НАСТРОЙКЕ ФОРТЕПИАНО

1. Глушение вторых и третьих струн в хорах области темперирования с помощью клинков

Изображение

Это глушение вторых и третьих струн клинками во всех хорах области темперирования. Сначала настраивал всю область только по одной струне, проверял качество темперации, при необходимости вносил коррекции, только после этого подстраивал вторые и третьи струны и приступал к настройке «краёв». Клинки нарéзал из белого малярного шпателя, который можно купить на любом строительном рынке или в магазине того же профиля.
Приём второй изображён на фото 2 с детализацией его на фото 2а, 2б и 2в, которым оказалось пользоваться гораздо продуктивнее, чем клинками.

2. Глушение вторых и третьих струн в хорах войлочной лентой по всему звуковому диапазону фортепиано

Изображение


2а. В области дискантового регистра

Изображение


2б. В области тенорового регистра

Изображение


2в. В области басового регистра

Изображение


Оказалось, что ещё удобнее заглушить вторые и третьи струны в хорах всего звукового диапазона войлочной лентой, дополнительно используя клинки в крайних хорах у шпрейцев металлической рамы, где заглушить две струны в хоре не получается, настроить весь диапазон по одной струне, всё тщательно выверить и только после этого подстроить вторые и третьи струны к первым струнам, уже настроенным, извлекая ленту последовательно из «межхоровых» промежутков слева направо. Один раз повозился, готовя к настройке инструмент, – и дальше всё внимание исключительно на настройку! Лента у меня узкая, чуть шире 1 сантиметра, но этого вполне достаточно. Использую её при настройке и рояля, и пианино. В пианино в дискантовом регистре устанавливаю её у самых демпферов, непосредственно над ними, а в теноровом и басовом регистрах – над головками молотков. Когда-то установил её в дискантовом регистре малогабаритного пианино и выяснилось, что между демпферами и молотками слишком узкий промежуток и лента мешает молоткам ударять по струнам. Тут же нашлось решение. Нажал ногой правую педаль, отведя тем самым демпферы от струн, и сдвинул уже заправленную ленту по струнам почти на уровень демпферов, а затем педаль отпустил и демпферы «легли» на достаточно упругие выпуклости войлочной ленты. Настраивать это не мешало, поскольку дискантовые струны с «отведёнными» таким образом демпферами при настройке других струн резонируют крайне неохотно и их практически не слышно.
Устанавливать войлочную ленту на рояле несложно, на пианино несколько сложнее. Но сейчас у меня «под рукой» пианино нет, а то бы так же снял на фото несколько «приёмчиков», которые позволяют устанавливать ленту на пианино с той же лёгкостью, что и на рояле. Будет оказия – непременно сниму и размещу на форуме.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
voitekaites
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 135 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 14  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles