ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 24 авг 2013, 18:32 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Иногда утверждается, что фортепиано боится лишь сухости, а вот отрицательное влияние повышенной влажности на инструменты не столь уж очевидно.
Давайте рассмотрим то, как изменяются резонансные свойства древесины в зависимости от её влажности.
Так называемую "равновесную" влажность древесины, соответствующую тем или иным значением относительной влажности воздуха и температуры, можно определить по диаграмме Серговского.
Изображение
Из неё видно, что при 20°C и относительной влажности 45% влажность дерева составляет 9%, а при такой же температуре, но влажности воздуха 96% влажность дерева составляет уже 27% - в 3 раза больше.
При повышении влажности древесины её плотность естественно, повышается за счёт впитанной влаги - и это даже с учётом того, что дерево, набухая, несколько увеличивается в объёме. Модули упругости же при повышении влажности уменьшаются. Отыскав необходимые данные о зависимостях модулей упругости и объёма еловой древесины от её влажности, я составил таблицу, где эти сведения объединил.
Изображение
Величина, обозначенная здесь, как Kа - это т.н. "акустическая константа" Андреева, введённая советским академиком как характеристика качества резонансной древесины. Точное объяснение её смысла можно найти в книге Л. Кузнецова "Акустика музыкальных инструментов". Но, в целом, чем она выше - тем, как считается, для звучания лучше. Из таблицы же видно, что при влажности древесины 27% (96% отн. влажности воздуха) значение этой константы составляет лишь 70% от значения при 9% влажности (45% влажности воздуха). Внутренний декремент затухания (характеристика потерь на внутреннее трение в древесине) при повышении влажности также увеличивается. Правда, я пока не нашёл точных данных о зависимости оного от влажности у хвойной древесины, но нашёл такие данные для лиственных пород - клёна и дуба, и у обеих из них при влажности 25% декремент затухания примерно в 1,5 раза больше, чем при влажности 6-8% (для образцов радиального распила). Поэтому правомерно полагать, что и у ели эта величина также увеличивается с повышением влажности.
Словом, есть все предпосылки для того, чтобы при повышенной влажности звучание инструментов было хуже, чем при средних значениях.
Кроме того, как хорошо известно, повышение влажности древесины сильно снижает её твердость. Поэтому можно ожидать и негативных последствий, связанных с уменьшением твердости древесины, из которой сделаны некоторые части инструмента - в частности, канавки от струн на штеге будут образовываться быстрее и будут глубже, а также быстрее будут расшатываться штифты штега.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим З "Спасибо" сказали:
AlexHutor, Доремидо...
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 24 авг 2013, 18:53 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Возможно еще влажность нужно учитывать при интонировке. Не только дека меняет свои свойства, но и детали механики, в частности гаммерштиль и сам фильц молотка при повышенной влажности набухает, становится вялым и в звуке пропадает яркость и усиливается ватность

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013, 14:09 
Administrator
Аватара пользователя
Не знал где написать, решил в этой теме. Понятно, что для ф-но лучше всего стабильная влажность и температура. Но в наших условиях это не соблюдается. В течение года строй у инструментов "гуляет" в пределах 7 Гц для ля1. Владимир Алексеевич может без труда подсчитать, сколько это в килограммах. Думаю, не одна сотня. Должен ли настройщик у себя на работе поддерживать инструменты в 440? Сколько настроек в год для этого нужно и в какое время?
Меня эти вопросы волнуют. А вас, коллеги?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013, 16:58 
Мэтр
Аватара пользователя
AlexHutor писал(а):
...В течение года строй у инструментов "гуляет" в пределах 7 Гц для ля1. Владимир Алексеевич может без труда подсчитать, сколько это в килограммах...
То ли у нас инструменты более стабильны, то ли перепады влажности меньше, но я ни разу "гулянок" в 7 Гц не наблюдал. Плюс-минус один, максимум - полтора Гц. Примем для расчета ±2 Гц для ля1. Тогда в стреднестатистическом советском пианино суммарное натяжение струн "гуляет" в диапазоне от примерно 16000 кГс до примерно 16290 кГс. В концертнике - от 20000 до 20367 кГс.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013, 17:09 
Administrator
Аватара пользователя
Klopff писал(а):
То ли у нас инструменты более стабильны, то ли перепады влажности меньше, но я ни разу "гулянок" в 7 Гц не наблюдал...
Конечно перепады влажности. В этом году у себя на работе записывал за пианино "Лирика", в хорошем состоянии. В феврале настроил в 440. В мае опускал с 442 до 440. В августе опять опускал, но уже с 443 до 440. В сентябре было 441, трогать не стал.

И ещё в августе был у клиентов после зимней настройки (пианино "Заря") и ужаснулся - 446! Но лето в этом году дождливое было. А 7 Гц я назвал как "потолок".


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013, 20:53 
Старожил Форума
Аватара пользователя
У меня разгул ужасный, пианино достигают 7 и более герц. рояли должны больше по идее иметь разбег, но так как они все часто , вернее, постоянно используются то я держу их (где 440 не нужно) в диапазоне 440-445, ну а там где требуют камертонную точность приходится держать в камертоне. на четверть тона уезжают малые гусли, больше четверти, то есть почти на полтона большие гусли, и очень сильно гуляет клавесин, очень сильно, там больше тона. я когда только пришел работать в филармонию, опыта не имел и подсказать некому было сильно испугался когда вместо ля1 услышал си1 и та была сильно завышена. хорошо что не смотря на насмешки коллег я не мало прочитал и знал что с клавесином случилось. а вот с гуслями я зря перестарался. мне впервые их довелось настраивать гдето в марте кажется и они сели, а я неопытный побоялся их тянуть в камертон, не смотря что понимал что диапазон не может начинаться и заканчиваться на соль-диез. я их настроил на полтона ниже. и так как это была моя первая в жизни настройка гуслей, я решил дождатся дирижера и репетиции. когда начали играть послышалась фальш, обнаружилось что гусли как сейчас помню отлично настроены, просто как рояль, но на полтона почему-то ниже. сегодня я их могу перестроить минут за четыре, но тогда я просто готов был провалится сквозь землю.

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013, 21:07 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Отвечу AlexHutorу: мне кажется гуляние инструмента можно оставить в покое, если не требуется 440. Минусы и плюсы тут перестраивать или нет уравновешивают друг друга. перестройка стабилизирует напряжение, но это достигается износом вирбельбанка, трением струн в аграфах, хоть и незначительное. а сезонные гуляния возникают очень постепенно, без резких перепадов и думаю незаметно проходят для всех опорных конструкций. тем более максимальный разбег составляет около 7герц, а большинство инструментов при изготовлении цвикуют на полтона с завышением, зайлер так вообще середину диапазона на терцию выше, стейнвей и эстония выходят с фабрик в 445. Но надо дождатся опытных мастеров, что скажут они?

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 22 окт 2013, 21:26 
Старожил Форума
Аватара пользователя
AlexHutor писал(а):
Не знал где написать, решил в этой теме. Понятно, что для ф-но лучше всего стабильная влажность и температура. Но в наших условиях это не соблюдается. В течение года строй у инструментов "гуляет" в пределах 7 Гц для ля1. Владимир Алексеевич может без труда подсчитать, сколько это в килограммах. Думаю, не одна сотня. Должен ли настройщик у себя на работе поддерживать инструменты в 440? Сколько настроек в год для этого нужно и в какое время?
Меня эти вопросы волнуют. А вас, коллеги?


В музыкальных школах я всегда настраиваю на 440-441 Гц. По меньшей мере в одной из школ, которые я постоянно обслуживаю, иногда играют на пианино с минусовками или в ансамбле с синтезатором, или с баяном. Не знаю, насколько часто, но такое бывает. Минусы они, насколько я понимаю, сами делают на компьютере. А поскольку я не всегда знаю наверняка, в каких именно классах там практикуется игра с минусовками, в каких - нет (аудиосистемы у них там почти везде стоят), то мне легче просто настраивать всегда в камертон и потом не париться ни о чём. В конце концов, для этого требуется всего лишь делать всегда один черновой проход перед чистовым.
В домах у клиентов - в общем-то, тоже стремлюсь к этому. Но летом и в начале осени все-таки оставляю обычно строй чуть повыше камертона (где-то 442-443 Гц), в расчёте на то, что зимой он сильно провалится вниз. Таким образом, в среднем по году строй будет где-то близко к камертону.
И - да, у пианино, например, в школах, которые я обслуживаю, "ля" гуляет при сменах сезонов на несколько герц. Часто после летних каникул, особенно если лето было сырым, я обнаруживаю, что практически у всех школьных пианино в средней части диапазона строй оказывается на уровне ля=444-445, или где - то так. Хотя только весной делал в камертон. У роялей, в целом, гуляет поменьше.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 23 окт 2013, 05:21 
Мэтр
Аватара пользователя
daly писал(а):
...мне кажется гуляние инструмента можно оставить в покое, если не требуется 440...
Так ведь беда в том, что "гулянки" неравномерные по диапазону: на границе теноров и басов разница в разбеге уже откровенную фальшь дает. Даже вокруг шпрейцев рамы внутри тенор-дискантового участка разница в разбеге заметна на слух. Так что настраивать все равно приходится. Но я согласен с тем, что весь диапазон гонять туда-сюда во многих случаях не обязательно, достаточно только подровнять по некоторому среднему показателю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Всегда ли хороша для инструментов высокая влажность?
СообщениеДобавлено: 23 окт 2013, 16:52 
Administrator
Аватара пользователя
Klopff писал(а):
...весь диапазон гонять туда-сюда во многих случаях не обязательно, достаточно только подровнять по некоторому среднему показателю...
"Лирика", про которую я писал, стоит в классе для репетиций оркестра русских народных инструментов. Баяны, аккордеоны, ксилофон, колокольчики - всё в 440.

И всё же, если инструменты "гуляют" в 7 Гц, то это, как я понимаю, около полтонны разницы. Неужели такие перепады не сокращают жизнь ф-но?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles