Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию небольшое эссе на тему " Как повышенная влажность действует на инструменты". Итак....
В далёкой Греции, на берегу Эгейского моря, в ста километрах на юг от Салоник, в живописном посёлке Фурка, где чистейшие песчаные пляжи плавно переходят в сосновые рощи, расположился пятизвёздочный отель "Olympion Sunset".
А это- место на открытой площадке бара в 50 метрах от моря (!), где всё лето стоит и используется вечерами для услады отдыхающих небольшой рояльчик Циммерманн 140 беби-гранд, которому около 40 лет.
За этими стеклянными дверями- складское помещение и непосредственно стойка бара, где и зимует этот самый рояльчик.
Казалось бы- ну, и что? Рояльчик, как рояльчик- ГДРошный ширпотреб, очень посредственного качества...
Согласен! Однако, расскажу его историю.
Лет 8 назад этот рояльчик был привезён наряду с другими подобными инструментами в контейнере из Швеции для перепродажи в Салониках. Пришёл он довольно побитым и потрёпанным внешне, почему и был перекрашен. Внутренне были множественные трещинки в деке- они видны на фотографиях, механика была в раздолбанном состоянии, её пришлось долго регулировать и шлифовать молотки. Звук был очень плох. Естественно, что хозяин магазина поставил низкую цену за данный экземпляр, который в дальнейшем и выкупил этот отель. Тогда же я приехал первый раз в этот отель, чтобы настроить и подрегулировать рояль в рамках сервисного обслуживания от магазина после продажи. Когда я увидел море в такой близи, тогда и подумал- долго этот бедный рояль не проживёт.
Спустя пару лет после продажи мой коллега привёз механику от этого рояля к себе в мастерскую и мы решали, что предпринять, потому что рояль был открыт, и его залило дождём (следы ржавчины на струнах), клавиатурную рамку покоробило, сукна забухли, демпферы заклинило, появились многочисленные трещинки на штегах. Сошлись на том, что сначала надо постепенно всё высушить, а там посмотрим. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что после высыхания всё вернулось на своё место, и проблемы "рассосались" сами собой!
В течение последующих пяти лет рояль периодически эксплуатировали, но никто его не настраивал. Чёрные пятна на деке под гладкими струнами- это следы ожогов лака от пепла, который падал с сигарет, положенных на пюпитр пианистами-лабухами. Можете представить, как терзали этот бедный рояль все эти годы.
О рояле я и мой коллега, спасавший его от потопа, постепенно забыли...
И вдруг- звонок из этого отеля с просьбой настроить рояль к открытию туристического сезона. Естественно, что я приготовился к худшему, и взял с собой много разных запчастей на всякий случай.
Представьте себе моё удивление, когда я увидел перед собой запылённый, грязный, но ЖИВОЙ рояльчик, держащий почти в камертоне (наибольшее отклонение было 4-5 центов по краям), и с довольно хорошо сохранившейся регулировкой!
Конечно, пришлось повозиться, простроил рояль два раза для стабильности и выравнивания, вычистил и отрегулировал его. В результате получилось очень неплохо. Звук, как мне кажется, даже заметно улучшился по сравнению с прошлым его состоянием. Колки держат просто великолепно!
Влажность в этой местности не опускается ниже 65% летом и доходит 90% в закрытом помещении зимой.
Так что думаю- этот рояльчик ещё "поживёт"!