Уважаемые мастера! Прилетал ко мне наш коллега из Хабаровска за портативным станком для навивки струн. Готовясь к передаче ему опыта по выполнению такого рода работ, случайно вспомнил одно связанное с этим забавное событие и делюсь с вами «прохиндейским» приёмчиком, к которому мне однажды случилось прибегнуть при изготовлении обвитой струны. Но для начала, как это у меня бывает почти всегда, немного теории.
Рассчитать длину канители для обвивки нужной длины несложно. Сначала необходимо вычислить длину одного витка, затем количество витков в будущей обвивке и, наконец, длину куска медной проволоки, достаточную для производства данной обвивки.
Рассмотрим рисунок.
Диаметр витка – это диаметр окружности по оси медной проволоки в витке, то есть диаметр керна плюс две половины диаметра канители. Следовательно, длину витка несложно рассчитать по формуле:
Рассчитать количество витков в обвивке ещё проще. Для этого необходимо длину обвивки разделить на диаметр канители.
И, наконец, длина канители будет равна произведению длины витка на количество витков. На практике к этому необходимо добавить сантиметров 30-50 в качестве технологического припуска (не ловить же в конце навивки медную проволоку за короткий кончик!)
Теперь о причине, по которой я пустился в вышеизложенные теоретические рассуждения. Дело в том, что я обнаружил, что канители нужного диаметра у меня осталось два небольших куска, каждого из которых для производства обвивки явно не хватало, а волочить проволоку из более толстой до нужного диаметра и длины и потом её обжигать и осветлять было то ли не из чего, то ли лень; уже не помню. И я пошёл на следующее.
Традиционно для производства замков расклепал на керне два участка: в начале и конце будущей обвивки. Затем рассчитал, на какую длину обвивки мне хватит одного куска канители, и расклепал ещё один участок почти на середине керна. До этого промежуточного участка навил один кусок канители, а затем от него до конца другой. Поскольку мной изобретён способ акустического контроля величины натяжения керна перед навивкой, при котором с учётом его будущей релаксации на станке его натягивают чуть сильнее, чем впоследствии на инструменте будет натянута готовая струна, при натяжении струны уже в пианино стык даже не разошёлся, и чтобы его увидеть, нужно внимательно приглядываться.
Инструмент, на котором стоит эта струна, обслуживаю уже несколько лет. И ни у меня, ни у хозяйки, «играющей» преподавательницы музыкального колледжа, претензий к её звучанию не возникало.