В продолжении разговора о цимбалах, хотел бы отметить некоторые особенности. Для начала выставлю видео настройки, о котором сказал Евгений.
Видно, что сама настройка носит, я бы сказал, "условный характер", ну а в принципе, для этого инструмента, скорее всего, она, как таковая, не делается совершенной. То есть, цимбалисты не озадачиваются абсолютной точностью настройки, каковую "фортепьянные" выделывают, скажем, на 80-100%. Причем сами цимбалисты - настройщики собственных инструментов, или на которых приходится исполнять.
Расположение штегов абсолютно четкое, согласно тому, что рабочие части струн, каковыми являются "до" и "после" штега, образуют октаву. Тут, конечно же, имеются более серьезные расчеты мензуры инструмента, по сравнению с фортепьяно, как полагаю, где мензура сосредоточена на соответствиях лишь в единственной рабочей зоне. Примечательно то, как поддергиванием струн пальцами, цимбалист выравнивает напряжения двух рабочих участков струн, что мы делаем с помощью сильных ударов по клавишам, добиваясь выравнивания напряжений в единственной рабочей части и не звучащих частях струны.
Колки... Вирбеля венгерских цимбал, как я понял, имеют противоположную резьбу, поэтому обращал ваше внимание на противоположенную намотку колец стали. Когда-то на "Аккорде", да и не помню где на форумах, обсуждалась тема "обратной" резьбы колка, мол, типа, обратная будет фиксировать колок лучше существующей, по каким-то доводам, собственным умозаключениям и т.д. Не будет! Цимбалисты это знают и колки от клавира не ставят на цимбалы, поскольку надо менять направление накручивания. Хотя, не исключаю того, что цимбалы переделывают на клавир, поскольку Виктория выразила свое мнение по этому поводу, дескать колков цимбальских" не найти, а фортепьянных пруд пруди. Единственное что, будет ли возможным задать нужное направление струнам, согласно расположению демпферов? Надеюсь, что да, и начало выхода струны рабочей части можно уложить в законном соответствии. Добавлю фотографии, что бы можно было определяться.
Ну вот, на последней фотографии можно увидеть состояние вирбельбанка, нуждающегося в ремонте. Колки держат условно, а некоторые "на честном слове", когда меня и позвали хоть как-то разрешить ситуацию с одним из них. Приехав с фортепьянными колками, кстати, они абсолютно такие же, как и в фортепьяно, с разницей противоположной резьбы, при попытке установить наш, клавирный, Виктория меня остановила со словами: "Нет клавир", "друго...". Тогда я быстро понял об чем речь, собственно говоря, доводя сейчас это все до вашего понимания, Уважаемые коллеги. Обычный колок на цимбалы не поставишь, хотя они абсолютно одинаковыми кажутся. Да, забыл сказать, - короткие, как от старых фортепьяно. Теперь понимаю, какого было бы перестраиваться цимбалисту с настройкой в непривычную, обратную сторону. Это просто ужас!!! Вот представьте себе подобное на фортепьяно, где вместо "тянуть", надо "толкать"))).
Разговоры идут о том, что эти цимбалы надо ремонтировать, но вирбельбанк надобно починять серьезно. Не представляю себе как оно и что, пока не вскрыто, не отделено от корпуса, что надобно делать, если делать по-совести. Вот лично я не стал бы рекомендовать ремонт в Аргентине. Мастеров нет совсем, а если и есть, то то же нет!
Коллеги, пожалуйста, любая техническая информация будет очень полезна. Порою приходится встречаться с тем, что не было никогда опробовано. Пишите, нам с этим иногда приходится встречаться.