ФИЛ писал(а):
Видите ли, ув. Александр Владимирович ! Всегда относился с превеликим уважением к теоретикам музыкального строя и настройки, и всё ,сказанное Вами выше, повергает меня в неописуемый восторг, поскольку не могу высказывать то, что я делаю так же грамотно. Со своей стороны, учитывая разницу между логикой понятий и логикой вещей, я скорее всего имел не те слова выразить то, что делал на деле. Наверное, слова " расширенный" и " увеличенный" не те, что правильно отражают сам физический процесс. Только я имел в виду то, что октава, также как и кварта или б. терция настраиваются в сторону увеличения ( повышения) от интервала чистого.
Уважаемый Фил! За добрые слова спасибо. Но объясню мотивы и кое-что по теме. Не знаю, сами Вы сочиняли Ваш позывной для форума, или Вас вело Провидение, но получилось следующее.
Слово «фил» – производное от греческого φιλέω (филео), что означает любить, но не в смысле «лямур», а в смысле быть расположенным к чему-либо. Например, философия – в прямом переводе любомудрие, филология – любовь к слову, библиофил – любящий книги, франкофил – любящий всё французское и т. д, и т. п. Поэтому можно понимать, что Ваше имя на форуме ко многому Вас обязывает. Либо меняйте, либо соответствуйте. Кстати, на Вашем месте я бы предпочёл последнее, у Вас это очень неплохо получается.
Теперь о «поскольку не могу высказывать то, что я делаю так же грамотно». Теоретизирование - не самоцель. Обычно причинно-следственная цепочка выглядит так: как мыслим, так и говорим; как говорим, так и действуем; как действуем, так и получается. Но если для говорения подобрать некорректный термин, получится: мыслим по-одному, говорим по-другому, а действуем, как мыслим, т. е. правильно. Но кто-то услышал, как говорим, поверил и действует неправильно. Следовательно, неправильно у него и получится. Это - моё убеждение, и чтобы Вам было понятно, почему я так цепляюсь за слова.
И, наконец, О РАСШИРЕННЫХ октавах в дискантах. Они тоже имеют право на существование.
Был такой профессор консерватории В. В. Софроницкий, который к тому же и концертировал как пианист. И он требовал от настройщиков, готовящих ему к выступлениям рояль, настраивать дисканты повыше, «чтоб серебрились». Дискантовые октавы в таком строе получались расширенными и имели в звучании биения именно на расширении.