ФИЛ писал(а):
Года 2 назад был клиент с мозгами физика - инженера и электронщика. Работает в НИИ по этой самой специальности. Пианино для ребёнка. Когда, после регулировки , шлифовки молотков и пр., подошёл к настройке, товарищ вынул смартфон с какой-то программой- анализатором всех обертонов, физическими значениями каждой и пр. графиками. Когда настраивал клиент сверялся с программой. Я старался запомнить программу, но сейчас уже не помню. Его всё устроило. Только когда стал настраивать дискант, он заметил, что я завышаю тон. Не настолько, чтобы были слышны биения. Сказал ему о "кривой Рейлсбека" и о том, что октава не может быть не "завышенной" ( расширенной, увеличенной). Вопрос только в том, что НАСКОЛЬКО.
Я с программами не дружу. Пока слух есть. В смартфоне уже есть одна.
Уважаемый Фил! Думаю, Вы уже свыклись с тем, что я придираюсь по пустякам. Поэтому Вы извините - дали повод. Вы пишете, что в октавах в дискантах
СЛЕГКА ЗАВЫШАЕТЕ ТОН, НО НЕ НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ БЫЛИ СЛЫШНЫ БИЕНИЯ (!!!), и называете такую октаву
РАСШИРЕННОЙ, УВЕЛИЧЕННОЙ (???)
Давайте с этим разберёмся, чтобы те, кто только вступает в профессию, не усвоили либо Вашу ошибку, любо моё заблуждение.
Итак, в математическом (идеальном) строе, например, в октаве ля второй - ля третей октав частоты этих основных тонов составляют, соответственно, 880 и 1760 герц и таким образом соотносятся как 1:2 (880х2=1760). Биения в такой октаве не предполагаются, потому что частота второй гармоники ля второй октавы составляет 1760 герц, то есть полностью совпадает с частотой гармоники основного тона (первой гармоникой) ля третей октавы. Следовательно, соотношение частот этих интервалообразующих гармоник составляет 1:1.
В реальном музыкальном строе с его негармоничностью обертонов как следствии жёсткости струн частота второй гармоники ля второй октавы будет не 1760 герц, а больше (считать не буду, поскольку здесь важно не числовое значение, а принцип). Следовательно, если октаву настроить по основным тонам как 1:2, мы получим биения, поскольку частоты интервалообразующих гармоник будут соотноситься не как 1:1, а как 1:1 с минусом, т. е. октава окажется "суженной", поскольку верхний тон "недотянут" до частоты его гармоники больше 1760 герц. Если же этот тон "дотянуть", биения исчезнут, поскольку частоты интервалообразующих гармоник получат соотношение 1:1, но тогда соотношение частот основных тонов составит не 1:2, а 1:2 с плюсом.
Вывод из вышеизложенного: октаву с соотношением частот гармоник основных тонов 1:2 мы имеем все основания называть суженной, а октаву с соотношением 1:2 с плюсом Вы называете расширенной, увеличенной.
Теперь два вопроса:
1. Если в выводе одна октава реального строя суженная, а вторая расширенная, то возможны ли такие её параметры, чтобы она стала не суженной и не расширенной?
2. Корректно ли будет, если октаву с соотношением частот основных тонов 1:2 или 1:2 с минусом считать суженной; октаву с соотношением частот интервалообразующих гармоник 1:1 и соотношением частот основных тонов 1:2 с плюсом - нормальной, правильной, поскольку она акустически чиста, не имеет биений; и только октаву с соотношением частот интервалообразующих гармоник 1:1 с плюсом и основных тонов 1:2 с более чем плюсом, т. е. когда биения появляются, но теперь уже на расширении - расширенной?