Максим З писал(а):
Для чего у некоторых старых пианино (в-основном, импортных и дореволюционных российских, хотя я иногда видел такое и у советских) головки басовых молотков обшлифованы со щёчек под углами, так что при взгляде сзади или спереди они имеют форму чего-то вроде ромба? Одно из объяснений, которые я слышал: чтобы молотки не задевали друг за друга. Но оно меня не очень удовлетворяет, потому что задевания молотков друга за друга несложно избежать и без таких мер.
Объяснений этому феномену обрезания /их всё-же обрезали, а не сошлифовывали/ молотков много, но все они неубедительны. Есть версия, что молотки, приближаясь к струнам, в траектории своей описывают как-бы дугу, это заметно в басовых молотках и в теноре на переходе, поэтому срезают фильц, чтобы молотки не задевали друг друга. Другая теория- чтобы "уравнять" звучание регистров в не очень хороших инструментах. Но то, что сейчас практически не пользуются обрезкой- это радует, поскольку пользы в этом- никакой, а вреда- полно. Так что- тайна, ведомая только самим "обрезчикам", с их завиральными теориями.