daly писал(а):
Я теперь боюсь сочинять, а вдруг какой-то мотивчик я где-то слышал и он отложился в голове, а со временем он "оброс" другими оборотами и превратился в самостоятельную композицию? Так и обвинят в плагиате!
Уважаемый Daly! У юмориста Аркадия Аверченко есть рассказ о художнике, который по мере отпущенного ему таланта мог бы стать звездой далеко не последней величины, но, к сожалению, он был слишком осведомлён. И всякий раз, когда задумывал тему очередного полотна, вдруг вспоминал, что на эту тему уже создал картину кто-то из великих предшественников. По этой причине он так ничего и не создал и, следовательно, зря прожил свою жизнь. Не уподобляйтесь ему. Творите смело, не оглядываясь.
И вообще, проблема плагиата - это тема не только юридическая и нравственная, но и философско-аксиологическая (аксиоло́гия - от др.-греч. ἀξία — ценность, λόγος — слово, учение; — теория ценностей, раздел философии). Считаю, что это очень хорошо, что уважаемый Доремидо поднял её на нашем форуме. Но давайте попробуем несколько её расширить.
Есть безусловная ценность - произведение. Пребывай эта ценность в одиночестве, никаких проблем бы не возникало. Нас же не беспокоит, например, П. И. Чайковский, который взял да и использовал в симфонии мелодию "Во поле берёза стояла". Но рядом с ценностью произведения когда-то появилась вторая ценность - авторство. Всё бы ничего, но эти две ценности вдруг принялись мериться друг с другом, какая из них ценнее. И случается, что натворил на "с гулькин нос", а скандал на всю Вселенную. Здесь превалирует ценность авторства. Или наоборот, слушает человек захватившую его всего без остатка музыку, ему говорят, что композитор А украл её у композитора Б, а человеку как-то без разницы, кто что у кого украл. Он ещё и радуется, что случайно наткнулся на музыку, пусть даже объявленную созданием композитора А, потому что ни о композиторе А, ни о композиторе Б слыхом не слыхивал и вообще слыхивать не собирался. Да ещё и думает: что украли - хорошо; чем больше украдут, тем больше распространят - и пусть люди слушают да радуются. Для него здесь ценность - произведение.
Лично я, например, к проблеме плагиата со временем стал относиться гораздо спокойнее, чем когда-то раньше. И теперь, благодаря уважаемому Доремидо и всем коллегам, поддерживающим тему, появилась возможность понять, почему так случилось. Поэтому призываю тему не бросать. Кстати, давайте попробуем честно проанализировать самих себя, что в нас - хорошо усвоенные до безоговорочного присвоения продукты чужого ума (то есть той же природы, что и плагиата), а что - созданные собственным гением.
Что же касается "бандито-гангстерито", то, по моим сведениям, право на использование мелодии "It's impossible" в мультсериале было приобретено на совершенно законных основаниях. В СССР за этим очень строго следили, иначе - не только международный скандал, но и резкое сужение рынка проката ("скандальные" фильмы "зарубеж" не приобретал, чтобы не отвечать гигантскими штрафами за распространение и, следовательно, поощрение плагиата).