Alex Bauer писал(а):
Евгений, если я Вас правильно понял, то регулируете нахдрук Вы тоже тактильно, и только потом, смотрите на шпиллер. Так что основной Ваш инструмент при регулировке нахдрука - тактильные чувства. Просто из ваших сообщений, может сложиться впечатление, что Вы делаете все визуально. А на линию шпиллеров, я смотрю при регулировке его вперед-назад. Точнее после, подняв все молотки наверх. Смотрю на каждый зац сбоку. По этой линии можно заметить ошибки и неоднородности. Вот она важна на мой взгляд.
Основной мой инструмент при регулировке механики вообще и нахдрука в частности- это глаза. И руки, которыми я проверяю то, что вижу. Поэтому всё-таки первичен оптический контроль. И делать это можно на ровном столе или на крышке рояля. Картина мало изменится, если механику с отрегулированным на столе нахдруком затем поместить в рояль.
Про линию шпилеров: там тоже не всё так просто. Если Вы посмотрите внимательно на барабанчики, как они вклеены в гамерштили, то заметите, что очень часто даже в механиках таких уважаемых фирм, как Стейнвей и Бехштейн (у Ямах намного реже) барабанчики своими кернами не образуют прямую линию, поэтому и шпилеры под барабанчики надо ставить индивидуально для каждого барабанчика. Поэтому когда мы в дальнейшем регулируем нахдрук при выровненных в линию молотках по уже готовым контрольным (хаммерлиния), то может оказаться следующее:
Некоторые шпилеры могут выходить из-под барабанчиков или недостаточно, или чрезмерно. Поэтому в данном случае нужно корректировать каждую клавишу, убирая или подкладывая корректировочные шайбы на передний штифт, чтобы уравнять выход шпилера у каждой фигуры единообразно с другими. Это связано с накапливаемыми мелкими погрешностями разных частей механики ( толщина и выработанность сукон и кож, малые несоответствия длин рычагов и пр.). При принятом жёстком стандарте в 10 мм для друка клавиш, в таких случаях при необходимости приходится поступаться стандартом, чтобы уравнять именно нахдрук по выходу шпилера из-под барабанчика. Но также и для соблюдения ровной линии молотков (хаммерлинии) приходится идти на такую небольшую коррекцию друка. Зато для пианиста полученное единообразие в нахдруке будет очень приятным, и он даже не заметит некоторого различия в друке клавиш.
Нахдрук первичен! Как-то так...