ЕВГЕНИЙ писал(а):
Не перестаю удивляться этому человеку, В. А. Клопову, его энтузиазму, пытливости ума, талантливости и энергии.
Его статьи всегда злободневны, поучительны: любой мастер- будь то новичок, или зрелый профессионал- всегда найдёт много полезного для использования практического и теоретического материала в своей работе. Вот и теперь он порадовал нас своими очередными статьями.
Многая лета Владимиру Алексеевичу! Многая творческая лета! Думаю, что большинство коллег со мной согласны.
Конечно согласен! И безмерно благодарен Владимиру Алексеевичу за его статьи, уже написанные и будущие.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
Хотелось бы подискутировать с коллегами, занимающимися регулировкой, насколько правомочны мои умозаключения, обсудить все "за" и "против".
Охотно подискутирую с Вами,
ЕВГЕНИЙ. Тем более есть о чём.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
Друк клавиш.
Действительно, при разном нажиме на клавишу /пианиссимо- фортиссимо/ друкшайба продавливается по-разному, поэтому на меццо-форте выставлять друк наиболее целесообразно: на пианиссимо молоток не садится на фенгер, он "подвешен" на репетиционном рычаге у струны, поэтому в данном случае выход шпилера из-под барабанчика не показателен, ибо молоток не захвачен фенгером и находится как-бы вверху, поэтому даже не до конца вышедший шпилер не будет тереться о барабанчик. Но при меццо-форте друкшайба уже продавится на среднестатистическую для данного материала величину, молоток сядет на фенгер, и тогда уже выход шпилера будет более объективным.
Существуют некие расчёты немецких коллег, которые утверждают следующее: если на клавишу поместить груз в 240-250 граммов, то продавливание клавиши этим грузом будет соответствовать нажиму пальцем на меццо-форте. Придумали даже такой шаблон для точной регулировки друка.
Всё ж таки, перед тем как устанавливать друк и штейнунг в рояле, желательно проделать несколько операций, цитирую:
AlexHutor писал(а):
- Усилить реп. пружину
- Положение шпилера относительно барабанчика
- Высота реп. рычага над шпилером
- Закрутить абник, чтоб позволил делать ауслезер
- Ауслезер
- Абник
А вот теперь мы пришли к друку. Согласен с определением, что друк 10мм должен быть на меццо-форте, то есть где-то на середине прожима друкшайбы. И никакие вспомогательные грузики-шаблоны здесь не понадобятся. Берём линейку и замеряем прожим шайбы от легкого касания её клавишей до сильного нажатия. Пусть (условно, для удобства подсчёта) этот прожим составит 2мм. Значит, если мы сделаем друк 9мм при легком касании клавишей друкшайбы, то на меццо-форте друк составит уже те самые 10мм.
Желательно проделать эту операцию - выяснить сжимаемость друкшайб конкретного инструмента, она (сжимаемость) может сильно варьироваться в разных роялях.
Установив друк на пробной клавише, переходим к штейнунгу. Он должен обеспечить достаточный, но не чрезмерный выход шпилера из-под барабанчика. Если шпилер выходит далеко, то надо закрутить пилот, пока не начнётся дреббель на пианиссимо. Потом потихоньку выкручиваем пилот, пока дреббель на пианиссимо не исчезнет. Теперь регулируем захват фенгером на форте. Затем ослабляем реп. пружину (помните - в начале мы её усилили) до нормы. И проверяем, садится ли молоток на фенгер при меццо-форте. Если не садится, то это значит, что шпилер ещё недостаточно вышел. Выкручиваем пилот до тех пор, пока молоток не начнёт садиться на фенгер при меццо-форте. Как только сел - это и есть оптимальный штейнунг.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
Теперь о друке чёрных клавиш. Я давно уже не пользуюсь шаблоном при регулировке друка чёрных клавиш. Выставив высоту над белыми в 12мм, я тоже нажимаю группами клавиши по три, средняя из которых- чёрная, но с той лишь разницей, что я другой рукой не щупаю пилоты /часто это сделать или не просто, или невозможно/ а провожу пальцем по клавишам перед пилотами- поверхности клавиш должны подниматься одинаково и, соответственно, одинаково поднимать пилоты.
Если правильно выставлен штейнунг, то сделать друк чёрных клавиш - не проблема. Фигуры должны быть отрегулированы по шести пунктам, указанным мной ранее. А затем надо проделать вышеописанную процедуру с захватом фенгера на меццо-форте, только регулировать при этом уже не штейнунг, а друк.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
В ауслёзунге хотелось бы заметить следующее: в пианино надо принимать во внимание изношенность подушки шультера: если она сильно изношена, то шпилер углубляется более нормы и регулировка ауслезера может быть нестабильной. Это касаемо и барабанчиков- их истёртость так-же ведёт к нестабильности регулировки ауслезера в рояле.
Очень хорошие мысли. Но их бы в пианинную тему
Я же дополню, связуя пианино и рояль. Когда мы регулируем ауслезер - мы крутим ауслезерную пупку. Следовательно, пятка шпилера коснётся пупки в новом месте, ещё не примятом. Со временем это место примнётся (вода камень точит) и ауслезирование будет более поздним. Поэтому, если регулировка делается инструменту не перед концертом, а на долгий срок, - ауслезер 1мм выставлять НЕЛЬЗЯ, позже он сойдёт на нет.
ЕВГЕНИЙ писал(а):
В последнее время появилась тенденция "идеальной регулировки абника" для конкретной механики. Это очень просто на словах, но трудно исполнимо на практике: при всех соблюдённых параметрах нужно добиться при нажатии клавиши одновременного касания пяткой шпилера пупки ауслезера с одной стороны и кожи реп. рычага винтом абника с другой.
Мне довелось попробовать на деле, как это работает: в одном рояле Кавай 2 метра очень инертная механика при статическом весе в 45 граммов. Возможности поставить компенсационные /разгрузочные/ пружины на фигуры нет. После попытки выполнить на этом рояле такую регулировку абника, пианисты заметили, что игра стала несколько легче. Советую попробовать такую методику всем.
Согласен! Я регулировку синхрона абника и ауслезера делаю давно и убедился в правильности такого подхода.