Тема нахдрука возникла как побочная в ходе дискуссии в рамках темы "Регулировка бентиков". Поскольку я сомневаюсь и в прямой, и в непосредственной связи бентиков с нахдруком, считаю правильным перевести эту тему в статус самостоятельной.
ФИЛ писал(а):
Этот эксперимент наглядно показывает разницу в тактильных ощущениях пианиста. А ЭТО- ради чего вообще делается регулировка механики. Наличие хорошо ощутимого нахдрука - " архиважнейшая вещь ". Из чего складывается ? Могу сказать от каких параметров он зависит - величина друка, штейнунг, б е н т и к, ауслёзунг. Нахдрук - превышение полного хода клавиши над ходом молотка к струне, величина которого определяется не визуально , а тактильно. От его наличия или отсутствия зависит и само звучание инстр-та.
Уважаемый ФИЛ! Когда-то, приучая себя относиться с должным уважением к бесконечно малому, я изобрёл (опять же для себя) следующую шутливую теорию. Площадь сидения кресла и площадь острия швейной иглы соотносятся друг с другом как бесконечно большое с бесконечно малым. Но если к бесконечно большой площади сидения кресла добавить бесконечно малую площадь иголочного острия, сидеть в кресле станет, выражаясь мягко, не совсем удобно, хотя изменения произошли вроде бы совсем пустячные. Раз уж мы общаемся на форуме профессионалов, рассчитывая в то же время и на внимание к обсуждаемым нами темам тех, кто только стремится к профессионализму, то, по моему мнению, в этом контексте следует рассматривать и понятие нахдрука, раз уж он упомянут. Не вскользь, не походя, а спокойно, аргументированно и, желательно, исчерпывающе. А для этого определение "нахдрук" следует развернуть в понятие, описав его:
1. Как функцию, свидетельствующую о правильном функционировании механики и клавиатурного механизма по отдельности и их правильном взаимодействии в системе звукоизвлечения.
2. Определить, от взаимодействия каких деталей фортепиано зависит возникновение и функционирование нахдрука (например, Вы действительно уверены, что в этом принимает какое-то участие бентик? А как тогда быть с роялем, у которого бентиков не наблюдается, а в одних системах нахдрук быть обязан, а в других нет?).
3. Описать, что такое нахдрук:
- отрицательный;
- нулевой;
- нормальный;
- недостаточный;
- избыточный;
- истинный;
- ложный;
и объяснить, каким образом это можно определить и как от чего-то из этого избавиться.
4. Определить общее назначение нахдрука (то есть, зачем он нужен вообще, ведь, например, в авторской механике Ю. Блютнера он полностью отсутствует!). Исчерпывается ли оно только целью достижения у пианиста благоприятных тактильных ощущений при нажиме на клавишу или одновременно с этим есть и другие не менее важные цели?
Поверьте, мне и в голову не приходило поразмышлять над всем этим: ну есть нахдрук - и ладно! Работаешь над ним, не задумываясь. Но раз уж Вы начали, давайте разберёмся в этом вопросе до конца.