Барго писал(а):
Спасибо, Александр! Вы замечательно раскрыли тему о рояльных демпферах и о методах регулировке. Еще хотелось бы разобрать некоторые моменты , связанные с одновременным поднятием ВСЕХ демпферов при легком нажатии педали форте, на мой взгляд, наиболее сложной операцией по регулировке демпферов. И так же рассмотреть варианты работы с пушелем и клинками для с устранения призвуков. И еще небольшое дополнение по изгибу проволоки. Лично я его практикую довольно-таки часто и достаточно успешно: изгибание только самого конца проволоки, "хвостика", который заходит в капсюль, делая его практически вертикальным по отношению к капсюлю и дав ему возможно очень легко зайти. Кстати, про изгибы проволоки. Кроме непосредственно середины проволоки допустимы ли из изгибы в других местах, скажем, около демпферной головки, или ближе к краю. И еще , как вы решаете проблему регулировки "переходных" демпферов, граничащих со шпрейцами?
Здравствуйте, уважаемый Барго! Попробую ответить на Ваши вопросы, но не на все сразу, а в порядке их постановки и, в первую очередь, спасибо за первый вопрос, который требует внесения в написанное мной ранее очень важного уточнения.
Барго писал(а):
…Еще хотелось бы разобрать некоторые моменты, связанные с одновременным поднятием ВСЕХ демпферов при легком нажатии педали форте, на мой взгляд, наиболее сложной операцией по регулировке демпферов…
Вы, похоже, чётко уловили одно обстоятельство. Иногда бывает так, что демпферы качественно отрегулированы, концы проволок закреплены в капсюлях, узлы контрклавиатуры выстроены по горизонтали в идеальную линию, но вдруг обнаруживается, что при нажатии педали
forte, в особенности, как Вы пишете, лёгком, демпферы поднимаются над струнами неодновременно. И Вам, насколько я могу судить, ещё и замечательному пианисту, это даётся в ощущениях гораздо более острых, чем кому-либо другому.
А причина такого явления в том, что одновременность подъёма ВСЕХ демпферов при нажатии педали идеальным равенством по высоте всех демпферов, капсюлей, фигур и пилотов контрклавиатуры не обеспечивается. Вы всё это выровняли, а у Вас либо слегка повело от перепадов влажности деревянную рейку лейстика для подъёма демпферов, либо наклеенный на неё войлок (фильц, подушка лейстика) неодинаков по толщине, либо на наиболее часто задействованных в работе контрклавиатуры участках произошло его уплотнение – и вот Вам причина того, о чём Вы пишете, если я правильно Вас понял.
Но прежде чем я поделюсь с Вами моим пониманием того, как с этим явлением бороться, хочу сделать одно малюсенькое, буквально в одним предложении, отступление в область методологии: В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ ЗНАЧИМО КАЖДОЕ СЛОВО(!) Говорю так, потому что приём, позволяющий добиться желанного для Вас одновременного подъёма демпферов, мной уже был описан, в доказательство чего привожу соответствующий фрагмент:
Александр Яновский писал(а):
… Теперь можно начинать осуществлять регулировку демпферной системы, последовательно, демпфер за демпфером, для чего очень важно установить высоту расположения капсюлей демпферов над штульрамой перед установкой демпферов, креповкой их проволок и фиксацией концов проволок в отверстиях капсюлей. Эту высоту определяют и устанавливают следующим образом:
- на механике рояля, установленной на ровной поверхности, измеряют расстояние от этой поверхности до поверхности войлока на задних концах клавиш сначала в не нажатом, а затем в нажатом их состоянии, обе величины складывают и делят на два. Это есть высота полухода молотка, с которой должен начинаться подъём демпфера;
- устанавливают на место (под лейстик подъёма демпферов) палку педали forte;
- между палкой и лейстиком, приподняв лейстик, устанавливают врéменную проставку, подобрав её по толщине так, чтобы лейстик поджал пилоты и нижние поверхности ложек демпферов оказались по отношению к поверхности штульрамы на расчётной высоте полухода молотков…(см. рисунок ниже):
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для обеспечения одновременности подъёма демпферов нам не столько важна идеальная выстроенность всех деталей узлов контрклавиатуры по горизонтали, сколько НЕРАВЕНСТВО расстояний от поверхности фильца лейстика до демпферов, которое необходимо при неровностях поверхности фильца, но которое тем не менее именно таким образом обеспечивает плотное прилегание демпферов к струнам и одновременность их подъёма. А этого НЕРАВЕНСТВА можно достичь только тогда, когда окончательное закрепление концов проволоки в капсюлях осуществляют при условии плотного прилегания демпферов к струнам и, одновременно, равномерного касания капсюлями поверхности фильца лейстика именно в том его состоянии и виде, в каких он нам дан. И для этого необходимо, чтобы монтаж сочленений «проволока – капсюль» производился только при «лежании» узлов контрклавиатуры капсюлями на поверхности реального лейстика со всеми его особенностями. Для этой цели и используют временно установленную проставку, подводя лейстик под капсюли в качестве опоры.
Ну а время «отрыва» демпферов от струн при нажатии педали регулируют, как известно, величиной свободного хода педали, то есть, по сути, величиной зазора между концом педальной палки и лейстика.