ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 27 янв 2019, 21:14 
Мэтр
Аватара пользователя
РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ

(Технологическое описание с комментариями

и лирическими отступлениями)


(Начало)


Чтобы не возникало путаницы, проблем понимания и потерь времени на выяснение, что в том или ином случае имеется ввиду, прежде чем приступать к раскрытию темы договоримся (как советовал крупнейший мыслитель эпохи Возрождения Николай Кузанский) о терминах. Даже, собственно, не о терминах, а о том, что в ходе описания и обсуждения технологического процесса регулировки демпферной системы рояля будем придерживаться в терминологии единообразия, опираясь на её классический вариант. Поэтому для начала освежим в памяти устоявшиеся наименования деталей узла контрклавиатуры рояля.

Изображение


Примечание: На рисунке представлена современная, наиболее часто встречающаяся, система, но бывают и другие, устаревшие, например, без пилотов и/или демпферных ложек. Но поскольку "болеют" они теми же болезнями, что и современные, некоторые из причин неблагополучия и технологических приёмов их устранения применимы и к ним.

Теперь, поскольку речь идёт о действии по технологии, определим его цель. На мой взгляд считать, что такой целью является отрегулированная контрклавиатура, не совсем правильно. Отрегулированная контрклавиатура – это всего лишь средство. А целей здесь две: добиться таких последствий, при которых контрклавиатура в нужные моменты надёжно открывает струны для беспрепятственного осуществления ими колебаний, а также в нужные моменты надёжно блокирует (глушит) всякие колебания струн, то есть чтобы на рабочих участках блокированных (заглушенных) струн были полностью исключены какие бы то ни было призвуки в виде «послезвучий», а также резонансные наводки в них вследствие колебаний в других струнах.
Если предположить, что мы имеем дело с демпферами и прочими деталями контрклавиатуры, находящимися в надлежащем состоянии (то есть не изношенными и не бракованными), то вся сложность регулировки демпферной системы состоит, собственно, в регулировке положений и работы демпферов. И сложность эта заключается в том, что у контрклавиатуры с разболтанной регулировкой демпферы обретают двенадцать степеней свободы, которых в ходе регулировки надлежит их лишить. Проиллюстрируем эти степени свободы.

Изображение

На рисунке представлены четыре вида демпферов: желобкообразный, для хоров с одиночными басовыми струнами; клиновидный (для хоров с двумя струнами); двуклиновидный (для хоров с тремя струнами, на рисунке он представлен в виде комбинированного, вместе с плоским и мягким, именуемым пушелем); пушель. Здесь у всех этих демпферов проявлены две степени свободы – поперечное относительно хоров струн смещение вправо или влево.

Изображение

Следующие две степени свободы – это наклонное положение относительно плоскости хоров струн вправо или влево.

Изображение

Очередные рисунки иллюстрируют ещё шесть степеней свободы. На левом – смещённое положение демпферов по плоскостям хоров струн вперёд или назад; на среднем – смещённое положение относительно линии натяжения струн по часовой или против часовой стрелки; на правом – продольное наклонное положение относительно струн вправо или влево.

Изображение

И ещё две степени. На левом изображении проволока демпфера чрезмерно углублена в отверстие капсюля, отчего демпфер лежит на струнах, но при слишком высоко поднятых фигуре, демпферной ложке и пилоте либо реагирует слабо, либо не реагирует вовсе на нажим клавиши и подъём лейстика, то есть не открывает струны для беспрепятственных колебаний. На правом изображении проволока демпфера, наоборот, недостаточно углублена в отверстие капсюля, отчего пилот фигуры опирается на лейстик или ложка на задний конец клавиши, а демпфер от этого либо поднят над струнами, либо прилегает к ним неплотно, отчего глушит колебания не полностью или позволяет резонансным наводкам возникать в опекаемых им струнах.
Итого степеней двенадцать, и всякий отдельный демпфер может нести на себе от минимум одной до, максимум, шести степеней свободы, например, он одновременно может иметь поперечное и продольное смещения, быть наклонённым относительно плоскости хора и линии натяжения струн, повёрнутым по часовой или против часовой стрелки и, наконец, не подниматься над струнами при нажиме клавиши или подъёме лейстика, или же возвышаться над струнами, прилегая к ним неплотно или не прилегая вовсе.
И задача регулировщика выявить все эти недостатки у каждого демпфера в отдельности, тщательно разобраться в их причинах и умело их устранить. Как это можно делать будет рассказано далее.

(Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Белый Рояль, = [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, Klopff, Nikolaevich, Октямыч, peterpiano, Гармаш Евгений, краскюн, Иваницкий Михаил
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 29 янв 2019, 07:47 
Мэтр
Аватара пользователя
(Продолжение)

Эту часть повествования хочется начать с лирического отступления, хотя отступлением его можно назвать условно, поскольку оно напрямую касается именно условий, от которых зависит качество выполнения регулировочных работ. Здесь нет и не может быть «чернового» этапа, при котором в дальнейшем, во время настройки, слух фортепианного мастера, теперь уже в роли настройщика, будет измучен то и дело возникающими призвуками, причём часто не понятно, из чего и где возникающими. Прежде чем приступать к регулировке демпферной системы, на неё, в первую очередь, желательно настроиться, как это ни странно, психологически. Разбирательство в причинах неправильной работы демпферов и нахождение способа устранения недостатков не терпят поспешности, суетности, приблизительности, дескать, вроде бы нормально, сойдёт. Как показывает практика, если «нормально вроде бы», то не сойдёт, особенно если фортепианный мастер относится к делу добросовестно. «Грязное» звучание принудит его возвращаться к выполненной работе опять и опять, до тех пор, пока он не убедится, что теперь-то уж всё сделано правильно и демпферы работают безупречно. Но при таком подходе, то есть постепенном движении от «чернового» к «чистовому», он только потеряет время. Здесь очень помогает следование принципу: времени мало, поэтому действовать нужно медленно. Это означает, что регулировку каждого элемента и каждого узла контрклавиатуры нужно делать начисто сразу, спокойно и не торопясь. «Грязнящий» звучание даже какой-либо один-единственный призвук подобен иголке в сидении просторного мягкого кресла. Площадь её острия в сравнении с площадью сидения кресла бесконечно мала, но если к бесконечно большой площади сидения кресла добавить эту бесконечно малую площадь иголочного острия, то сидеть в кресле вряд ли получится. В заключение лирического отступления подведём итог: перефразируя изречение К. Маркса «условие развития каждого есть условие развития всех», скажем: условие правильной работы каждого демпфера в отдельности есть условие правильной работы демпферной системы в целом.

А теперь – к делу!
Здесь мы не обсуждаем контрклавиатуру, которая работает хорошо или плохо. Здесь мы обсуждаем, что такое «работает хорошо» или «работает плохо», что всегда ли то, что нам кажется, и есть на самом деле. Мы говорим не о материальном воплощении демпферной системы – контрклавиатуре, и не о случаях, когда мастеру нужно в ней где-то что-то подправить, а именно о системе, то есть о всей сумме причин, следствий, знаний, понимания, умения, навыков, представлений о совокупности и последовательности действий в отношении контрклавиатуры, которые ведут к нужному результату. То есть далее будет описаны, детально объяснены и обоснованны все, от начала и до конца, и в строго определённой последовательности процедуры и операции регулировки некой условной контрклавиатуры, как если бы она была полностью разрегулирована, а мастер волен сам выбирать, что из этого можно и нужно применить к реальной контрклавиатуре, чтобы она работала правильно, то есть, по-нашему, безупречно.

Итак, наконец, правило №1. Регулировку следует начинать с узлов контрклавиатуры, освободив их от демпферов. Это – базовое условие, без соблюдения которого дальнейшие работы бессмысленны.

Правило №2. Демпферы обычно извлекают справа налево и в таком же порядке устанавливают. Кстати, на тыльных (то есть на левых по отношению к пианисту) деревянных «щёчках» извлекаемых демпферов часто можно обнаружить их порядковую нумерацию, обратную привычной нам нумерации клавиш. Если же она отсутствует, то демпферы следует пронумеровать, чтобы потом не складывать-раскладывать из них долгий пасьянс, пытаясь сообразить, в каком порядке они были установлены изначально.

Правило №3. Принцип правильной работы контрклавиатуры рояля – строгая вертикальность положения и хода её узлов в целом и демпферов в отдельности по отношению к условным плоскостям хоров струн, следовательно, к условной плоскости струнной одежды в целом и, как следствие, к реальной плоскости штульрамы, которая всегда параллельна условной плоскости струнной одежды. Именно на неё и следует ориентироваться в процессе перпендикулярной ориентации осей узлов и хода узлов контрклавиатуры по отношению к ней (для упрощения назовём эту операцию «вертикализацией»). «Вертикализация» есть исходное условие надёжного контактирования демпферов всей поверхностью со всеми струнами хоров, разумеется, если демпферы тоже будут правильно отрегулированы, о чём речь пойдёт позже.

Правило №4. Человеческий глаз – далеко не алмаз и не всегда бывает прав, а в технических вопросах доверять ему безоглядно бывает даже опасно. Например, вряд ли мы согласились бы на полёт в самолёте, если бы узнали, что детали его двигателя точили «на глазок». Рояль, конечно, не самолёт, но и здесь работа «на глазок» тоже далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому для более точного выполнения «вертикализации» полезно использовать какой-нибудь предмет с прямым углом, например, обычный школьный угольник из прозрачного пластика. На приведённом ниже рисунке его символизирует треугольник из красных прерывистых линий, который одной стороной прямого угла ставят на штульраму, а по второй стороне ориентируют ось узла, проходящую через капсюль демпфера, торец фигуры, демпферную ложку и пилот. Также, после регулировки положения узла, приподнимая его за ложку, по этой же стороне угольника следят, не нарушается ли при подъёме вертикальность положения узла (что случается, если есть дефекты в отсутствующем на рисунке капсюле фигуры, гарнировке этого капсюля или оси сочленения капсюля с фигурой, которая может быть погнута или выдвинулась из положенного места).

Изображение

Вышепоименованную операцию наиболее технологично производить на установленной в рояле контрклавиатуре, соблюдая следующий порядок процедур (к сведению о технологической терминологии: процедура - это единичное действие одним инструментом на одном рабочем месте; операция - это несколько действий с применением различных инструментов на одном и том же рабочем месте; иными словами, операция - это совокупность некоторого количества исполняемых в определённой последовательности процедур).

1. Отклоняют капсюль демпфера на себя.
2. В пространство между фигурой демпфера и ограничителем хода демпферов вводят отвёртку с плоским пером, наклонившись, высматривают или нащупывают концом пера отвёртки шлиц шурупа капсюля фигуры,вводят конец пера отвёртки в шлиц и слегка шуруп отпускают, так, чтобы узел можно было отклонить по оси с усилием, но без опасности поломки.
3. Поднимают капсюль демпфера в рабочее положение, пальцами или, лучше всего, каким-либо инструментом, например, тонкогубцами, захватывают за боковины фигуру, вращая её, придают узлу строго вертикальное относительно штульрамы положение.
4. Проверяют вертикальность оси узла с помощью шаблона (например, того же прямоугольного треугольника).
5. Ещё раз отклоняют капсюль на себя.
6. Опять вводят конец пера отвёртки в шлиц шурупа капсюля фигуры и, придерживая фигуру от возможного проворота в процессе затягивания шурупа, шуруп надёжно затягивают.
7. Приводят капсюль демпфера в окончательно рабочее положение.

На этом операция по "вертикализации" узла контрклавиатуры завершена.

(Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Белый Рояль, = [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, Andrei, Janis12345, Klopff, Nikolaevich, peterpiano, Гармаш Евгений, краскюн, Петр, Иваницкий Михаил
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 30 янв 2019, 09:10 
Мэтр
Аватара пользователя
(Продолжение)

Разобравшись с узлами контрклавиатуры, приступаем к демпферам. Как видно на рисунке ниже, здесь, как и в предыдущем описании, царствует «прямоугольность». Это значимо для демпферов с фильцем всех видов, но для демпферов с фильцем клиновидным (правое изображение) значимо чрезвычайно(!) Выставлять «прямоугольность» можно с помощью всё того же школьного угольника с прямым углом. При этом ни в коем случае нельзя ориентироваться на нижнюю плоскость фильца, а только и исключительно на нижнюю плоскость деревянной «колодочки» головки демпфера.

Изображение

На первый взгляд может показаться, что выставление вышезаявленной «прямоугольности» задачка довольно простая, однако это далеко не так. Задача эта сложности, я бы сказал, чудовищной. И всё по причине того, что даже идеально выставленная «прямоугольность» теряет всякий смысл, если эта процедура не будет скоординирована с другими процедурами операции по так называемой креповке (гибке с целью придания необходимой формы) проволоки демпфера, при которой следует соблюсти целый комплекс условий, не имея для этого надёжной базы (в просторечии печки, от которой можно было бы сплясать). В целях облегчения взаимопонимания, следуя рекомендации Николая Кузанского о полезности договариваться о терминах, для объяснения природы сложности воспользуемся определениями «соосность» (совпадение осей каких-либо предметов, то есть когда одна ось продолжает или как бы продолжает другую, в нашем случае óси отверстий в направляющей демпфера и капсюле демпфера, а также óси верхнего и нижнего участков проволоки демпфера), «параллельная соосность» (то есть, когда óси не «продолжают» друг друга, а разнесены в пространстве, но строго параллельны друг другу), соположение (то есть положение относительно друг друга) и отстояние (то есть удалённость одного предмета от другого или других).

Итак, пользуясь нововведёнными терминами, сформулируем задачу по приданию демпферу надлежащей формы, которая обеспечит соблюдение следующих условий:

1. Óси демпфера и проволоки демпфера должны быть расположены относительно друг друга под прямым углом в обеих проекциях – и торцевой, и боковой.
2. При этом демпфер должен быть расположен строго соосно с хором струн.
3. При этом демпфер должен равномерно прилегать к струнам всей поверхностью своего фильца.
4. При этом демпфер должен отстоять от отверстия в направляющей демпфера на удалении, которое обеспечивает вхождение проволоки демпфера в это отверстие исключительно на принципе перпендикулярности к плоскости направляющей демпферов и соосности с отверстием в направляющей на участке вхождения.
5. Если отверстия в направляющей демпфера, расположенной выше, и капсюле демпфера, расположенном ниже, соосны, то далее проволока демпфера напрямую входит в отверстие капсюля демпфера на принципе соосности с ним (разумеется, если положение капсюля правильно отрегулировано).
6. Если отверстия в направляющей демпфера и капсюле демпфера соосны параллельно (задача изготовить по отдельности располагаемые в музыкальном инструменте на достаточном удалении друг от друга деревянные направляющую со множеством отверстий и множество капсюлей с отверстиями так, чтобы соответствующие отверстия в них оказались абсолютно соосными, насколько сложна, настолько и необязательна; здесь, как говорят, овчинка не стоит выделки), то далее проволока демпфера, чтобы войти в отверстие капсюля демпфера на принципе соосности с ним, должна поиметь двойной изгиб, делящий её на верхний и нижний участки, которые должны быть параллельно соосны друг другу.

Рассмотрим условие 6, поскольку оно порождает в процессе регулировки повышенную сложность.

Изображение

Как мы видим на рисунке, при параллельной соосности отверстий в направляющей и капсюле проволока демпфера имеет два двойных изгиба (верхний у демпфера и нижний «на подходе» к капсюлю), участки на которых условно назовём плечами.

Плечо №1 отвечает:
- за перпендикулярность вертикальных осей демпфера относительно плоскости струнной одежды музыкального инструмента;
- за надлежащее отстояние демпфера от отверстия в направляющей, при котором проволока демпфера входит в него на принципах перпендикулярности к плоскости направляющей и соосности с отверстием.

Плечо №2 отвечает:
- за вхождение конца проволоки в отверстие в капсюле на принципе соосности с ним при условии параллельной соосности верхнего (выше плеча №2) и нижнего (ниже плеча №2) участков проволоки.

Оба плеча отвечают ещё и за незыблемость и неизменяемость вышеперечисленных принципов и условий и при нахождении узлов контрклавиатуры как в состоянии покоя, так и при подъёме демпферов.

Какими последствиями оборачивается нарушение вышеперечисленных принципов и условий – это тема следующего сообщения.

(Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Белый Рояль, = [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, Janis12345, Klopff, Nikolaevich, peterpiano, Гармаш Евгений, краскюн, Иваницкий Михаил
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 31 янв 2019, 18:54 
Мэтр
Аватара пользователя
(Продолжение)

В этом сообщении было обещано разобраться в том, что происходит при нарушениях в регулировках контрклавиатуры. Рассмотрим предлагаемый ниже рисунок и проведём по нему сравнительную (как должно быть и как бывает) диагностику негативных явлений и вызвавших их причин, а также неизбежных при работе неправильно отрегулированной контрклавиатуры не только видимых, но и скрытых последствий.

Изображение

В левой части рисунка изображены правильные формы всех деталей узла контрклавиатуры и их правильное соположение, при которых контрклавиатура должна работать безупречно.

Теперь внимательно рассмотрим изображение в правой части в статике, а также вообразим, что будет происходить при работе контрклавиатуры в таком состоянии.
Здесь мы видим, что хотя демпфер и лежит на струнах правильно и, возможно, даже умудряется как-то гасить колебания струн (что порождает иллюзию его «отрегулированности»), но:

- между его осями симметрии и проволокой отсутствует прямой угол, отчего демпфер лежит на струнах правильно, но при этом проволока входит в отверстие направляющей несоосно, под косым углом, создавая при работе демпфера повышенное трение проволоки о гарнировку отверстия и ведя к ускоренному её истиранию (причины – отсутствие «прямоугольности» в сочленении «демпфер-проволока» и плечо №1 слишком коротко);
- на верхнем (выше плеча №2) и нижнем (ниже плеча №2) участках проволоки отсутствует параллельная соосность, отчего нижний конец проволоки, входя в отверстие капсюля тоже под косым углом и по этой причине давя на его правую и переднюю стенки, принудительно отклоняет узел в целом вправо и капсюль вперёд, нарушая базовый принцип их вертикальности, а также создаёт напряженные перекосы во всех осях узла, повышающие трение в сочленениях их деталей и также ведущие к их ускоренному износу;
- поскольку ось сочленения «демпфер-проволока-узел» имеет дугообразную форму, а проволока входит в отверстие направляющей всего лишь в начале этой дуги, по мере подъёма демпфера давление на гарнировку отверстия будет усиливаться и демпфер, поднимаясь вверх, будет ещё и отклоняться по отношению к пианисту влево и вперёд а также по той же траектории возвращаться назад (если, разумеется, при слишком большом перекосе проволоки в отверстии направляющей его не заклинит). На работе демпфера с плоским фильцем (пушель) движение по такой траектории может сказаться незаметно, но демпфер с желобкообразным фильцем, а тем более с клиновидным, опускаясь на струны, будет в первую очередь касаться бочком одной струны, а уж потом, в конце опускания – обеих, если, конечно, трение бочком об одну струну позволит ему надёжно опуститься и на вторую. Но может и не позволить или позволить всего лишь до лёгкого касания второй струны, а об эффекте лёгкого касания клиновидного демпфера струны бочком опытные фортепианные мастера хорошо знают;
- нетрудно догадаться, что к тому же сумма вышеописанных трений в контрклавиатуре неизбежно добавится к трениям в механике, усиливая статическое и динамическое сопротивление нажатию клавиш фортепиано.

Имеет смысл также рассмотреть, что происходит при так называемом принудительном восстановлении соосности нижнего конца проволоки и отверстия в капсюле, что часто может вызвать появление нежелательных призвуков, хотя ничто, казалось бы, это появление не предвещало. Такое происходит, когда при частично вывинченном винте капсюля нижний конец проволоки входит в отверстие капсюля под углом, а при затяжке винта он вынужденно прижимается к стенке отверстия, становясь параллельным ей. Как мы видим на рисунке ниже, затяжка винта в такой ситуации приводит к дополнительному упругому изгибанию проволоки демпфера и упиранию её в кромку отверстия в направляющей, отчего демпфер слегка наклоняется в продольном (правое изображение) или поперечном (среднее изображение) направлении, при котором нарушается плотность прилегания всей поверхности фильца демпфера к струнам.

Изображение

Самым неприятным образом это явление отражается на хорах, где фильц демпфера имеет клиновидную форму (правое изображение) и где демпфер по причине наклона плотнее прилегает «щёчкой» к одной струне, а второй струны противоположной «щёчкой» едва касается или не касается вовсе.

На этом проблематизацию функционирования неотрегулированной или плохо отрегулированной демпферной системы можно считать законченной. Далее начнём разбираться в средствах, действиях и тонкостях процесса регулировки.

(Продолжение следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Белый Рояль, = [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, ЕВГЕНИЙ, Janis12345, Klopff, Nikolaevich, peterpiano, Гармаш Евгений, viksor, краскюн, Иваницкий Михаил
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 04 фев 2019, 14:20 
Мэтр
Аватара пользователя
(Продолжение)

Итак, узлы нашей условной контрклавиатуры ранее были "установлены" в строго вертикальном положении, проблемы и последствия нарушения прямоугольности, соосности, в том числе параллельной, исследованы, ответы на вопросы, какие элементы форм за что отвечают, учтены – и теперь можно приступать к регулировкам непосредственно демпферов.

Как уже было сказано выше, плечо №1 проволоки демпфера отвечает за два элемента формы – прямой угол между проволокой и нижней плоскостью деревянной части демпфера и величину отстояния от отверстия в направляющей демпферов, которая обеспечивает вхождение проволоки в это отверстие тоже под прямым углом и с соблюдением соосности с ним с сохранением при этом ориентации демпфера относительно хора струн.

Изображение

Мы видим, что в левой части представленного рисунка демпфер сдвинут относительно хора струн вправо, а в правой части рисунка наоборот. Для достижения правильного совмещения демпфера с хором струн в первом случае плечо следует удлинить, а во втором укоротить. И то, и другое делают посредством «переизгибания» второго изгиба плеча с помощью ручного инструмента, именуемого тонкогубцами, контролируя в режиме итерации (попеременно) два параметра: во-первых, достаточна ли длина плеча для беспрепятственного вхождения проволоки демпфера, правильно соположенного с хором струн, в отверстие направляющей под прямым углом; во-вторых, имеется ли при этом прямой угол между проволокой и нижней плоскостью деревянной части демпфера в обеих его проекциях, фронтальной и боковой. Если в боковой проекции прямой угол можно проверить с помощью угольника, то остальное контролируют визуально (полагаясь на глазомер, то есть на «глаз-алмаз»). Например, для облегчения проверки прямого угла во фронтальной проекции рекомендуют следующий приём.

Изображение

Поскольку боковины деревянной части демпфера находятся под прямым углом к его нижней плоскости, достаточно уложить демпфер свободной от проволоки боковиной на ровную поверхность (слегка прижав, если фильц, как бывает иногда, выступает за габариты деревянной части) и контролировать параллельность проволоки относительно опорной поверхности.

Теперь можно начинать осуществлять регулировку демпферной системы, последовательно, демпфер за демпфером, для чего перед установкой демпферов, креповкой их проволок и фиксацией концов проволок в отверстиях капсюлей очень важно установить высоту расположения капсюлей демпферов над штульрамой. Эту высоту определяют и устанавливают следующим образом:

- на механике рояля, установленной на ровной поверхности, измеряют расстояние от этой поверхности до поверхности войлока на задних концах клавиш сначала в не нажатом, а затем в нажатом их состоянии, обе величины складывают и делят на два. Это есть высота полухода молотка, с которой должен начинаться подъём демпфера;
- устанавливают на место (под лейстик подъёма демпферов) палку педали forte;
- между палкой и лейстиком, приподняв лейстик, устанавливают врéменную проставку, подобрав её по толщине так, чтобы опущенный на неё лейстик приподнимал пилоты и нижние поверхности ложек демпферов установились по отношению к поверхности штульрамы на расчётной высоте полухода молотков;
- опускают на себя капсюль регулируемого демпфера;
- вводят проволоку демпфера в отверстие направляющей и укладывают демпфер на струны хора;
- ориентируют демпфер по струнам хора и, поскольку центр тяжести у него смещён, придерживают его свободной рукой так, чтобы проволока приобрела вертикальное положение (см. рисунок ниже);

Изображение

- мысленно прочерчивают конфигурацию будущего плеча №2, - на левом изображении на рисунке прерывистая красная линия, - чтобы, во-первых, эта линия прошла по центру отверстия в капсюле демпфера и, во-вторых, чтобы при этом существовала параллельная соосность между будущими верхним и нижним участками проволоки;
- в соответствии с конфигурацией воображаемой линии производят формирование плеча №2 (правое изображение) посредством двойного изгибания проволоки, корректируя углы изгибов так, чтобы, во-первых, желаемая параллельная соосность установилась и, во-вторых, чтобы конец проволоки демпфера оказался сориентированным точно на центр отверстия в капсюле;
- поднимают капсюль в рабочее положение;
- вводят конец проволоки в отверстие капсюля и закрепляют его винтом капсюля.

Здесь рассмотрим особенности и сложности производства вышепоименованных изгибов, а также рекомендацию по поводу средства выполнения такой работы. Не имея специализированного инструмента для креповки (гибки) проволоки, именуемого крепцанги, производить изгибание проволоки, что называется, по месту, чрезвычайно сложно. Для этого сидеть приходится низко перед штульрамой, чтобы видеть, что делаешь, работая в глубине ниши для механики одной рукой, потому что при этом второй рукой приходится придерживать демпфер сверху на струнах хора, сохраняя его правильную ориентацию; делать опять же одной рукой первый изгиб, когда к тому же мешают проволоки соседних демпферов, да ещё и умудряться при этом не нарушить прямой угол между проволокой и демпфером; делать второй изгиб и часто уже предвидеть, что сформированное плечо не обеспечивает соосности конца проволоки и отверстия в капсюле при соблюдении ещё и параллельной соосности между верхним и нижним участками проволоки; и т. д., и т. п. Выполнять эту работу на извлечённом демпфере, используя при этом какие-нибудь мерительные инструменты, которые бы получение надлежащей конфигурации проволоки гарантировали, означает, во-первых, растянуть работу на долгое-долгое время, а во-вторых, не иметь надёжных гарантий точности получаемого результата. На такой случай поделюсь личным опытом.

У многих фортепианных мастеров регулировка демпферных систем роялей случается нечасто, поэтому крепцанги имеются далеко не у каждого. Да к тому же далеко не каждый имеет возможность их приобрести или приобрести без проволочек и сложностей. Когда-то, получив заказ на выполнение такой работы, с отсутствием специализированного инструмента столкнулся и я. Попробовал было обойтись, чем попало, и понял, что это крайне непродуктивно и что технологически гораздо выгоднее решить вопрос радикально. Взял небольшие пассатижики, длиной всего 160 мм, и с помощью круглого и плоского напильников на одной губке проточил аккуратную ложбинку, а на другой выпуклость. И получились самые что ни на есть заправские крепцанги. Причём миниатюрные, которые удобно носить с собой на вызовы по роялям. У кого крепцанг ещё нет, но могут понадобиться, рекомендую повторить.

Изображение

К вышеизложенному осталось добавить, что на фиксации винтом конца проволоки в отверстии капсюля регулировка отнюдь не закончена. Но об этом далее, в завершающем сообщении.

(Окончание следует)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Белый Рояль, = [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, daly, Klopff, Leri, Nikolaevich, Гармаш Евгений, viksor, western, краскюн
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 06 фев 2019, 20:35 
Мэтр
Аватара пользователя
(Окончание)

Итак, переходим к описанию завершающей стадии в процессе регулировки демпферной системы рояля. И здесь нам придётся разбираться в некотором количестве мелочей, которые могут показаться пустяками, но каждая из которых способна свести всю работу на нет.
Введя конец проволоки демпфера в отверстие капсюля спешить затягивать его винт не следует, потому что именно после затяжки, когда кажется, что система отрегулирована, незамеченные мельчайшие неточности креповки могут начать проявлять себя в виде грязнящих общее звучание призвуков. Именно на этом этапе окончательная доводка системы требует тщательного контроля в режиме итерации нескольких параметров и, при необходимости, внесения в регулировки коррекций. Рассмотрим их в рекомендуемой последовательности, воспользовавшись приведённым ниже рисунком.

Изображение

Сначала разберёмся с тем, что на нём изображено. На рисунке мы видим:

- нижние (ниже направляющей) части проволок демпферов в боковой и фронтальной проекциях, концы которых заправлены в отверстия капсюлей;
- достаточно явно выраженную (на рисунке всё для наглядности гиперболизировано) несоосность концов проволоки и отверстий в капсюлях, а также параллельную несоосность разделённых плечом №2 верхних и нижних участков проволоки;
- двойные чёрные параллельные дужки, символизирующие определённым образом ориентированные губки крепцанг, а также пары встречно направленных стрéлок, символизирующих направление приложения усилий с целью изменения конфигураций изгибов проволоки для устранения вышеперечисленных несоосностей;
- в окружности, обозначенной красной прерывистой линией, вид на капсюль сверху, в отверстие которого вставлен конец проволоки, явно несоосной с отверстием, о чём свидетельствует асимметричный зазор между краями отверстия и проволокой.

Причин у такой асимметрии две, причём может существовать как одна из них, так и обе вместе. Но это нужно проверять, потому что, как ни странно, даже при отсутствии соосности зазор, тем не менее, может быть и симметричным, если проволока входит в отверстие под углом, но при этом на входе её ось совпадает с центром отверстия. Проверяют это так: после введения конца проволоки в отверстие капсюля, придерживая одной рукой демпфер на струнном хоре в правильном положении, пальцем другой руки за демпферную ложку медленно приподнимают фигуру. Если проволока несоосна отверстию капсюля, пальцу передастся ощущение трения проволоки о стенки отверстия, а в конце подъёма проявится та самая асимметричность зазора. И тогда станет понятно, в какую сторону необходимо откорректировать изгибы плеча №2 (если присмотреться к рисунку, станет понятно, что нижний изгиб плеча всегда увеличивают в направлении зазора, а верхний уменьшают в направлении противоположном). Этим же приёмом ликвидируют и непараллельную соосность между верхним и нижним участками проволоки, и параллельную соосность между концом проволоки и отверстием для ликвидации этой параллельности и установления между последними просто соосности.

Только убедившись, что, во-первых, проволока демпфера входит в отверстие капсюля легко и свободно, то есть без трения о его стенки, а также, во-вторых, капсюль при скольжении вверх и вниз по концу проволоки движется строго вертикально и никуда не отклоняется ни малейшим образом, демпфер опускают на струны и, придерживая его в правильном положении относительно направления натяжения струн хора, винт капсюля затягивают.
И именно при выполнении этой процедуры чаще всего происходит нарушение ориентации демпфера относительно хора струн. Причина заключается в том, что в пространстве отверстия капсюля при затягивании винта возникает и усиливается трение между торцом винта и проволокой демпфера, которое, вызывает на первый взгляд незначительную упругую деформацию проволоки, слегка скручивая её по оси (чаще всего по часовой стрелке вследствие наличия на винте правой резьбы). Однако эта «незначительная» деформация вызывает угловое смещение демпфера относительно направления струн хора в горизонтальной плоскости. Это угловое смещение может быть как зримым, так и неуловимым для взгляда в силу своей малости. Но в любом случае оно непременно негативно скажется на качестве работы демпферов.

Как его распознать? Для этого переносят внимание с капсюля на демпфер.
Проще всего ликвидировать угловое смещение у демпфера с плоским фильцем (пушелем). Его всего-навсего нужно опять совместить по продольной оси с направлением струн хора. Но делать это, отпуская и снова затягивая винт, бессмысленно, потому что угловое смещение демпфера наверняка повторится. Поэтому для ликвидации углового смещения демпфера технологичнее другой приём. Нужно, не отпуская винта капсюля, участок проволоки непосредственно перед входом в отверстие капсюля надёжно зажать в пассатижи и, придерживая фигуру демпфера от смещения и наблюдая за демпфером, принудительно провернуть проволоку в капсюле на такой угол, который после съёма пассатижей обеспечит демпферу максимально приближённое к идеальному совмещение с направлением струн.

Процедура ликвидации углового смещения у демпферов с клиновидным или желобкообразным фильцем сложнее, потому что для качества их работы губительно угловое смещение даже «микроскопическое». Поэтому в отношении таких демпферов обойтись просто визуальной оценкой положения демпфера относительно струн непродуктивно, так как демпфер под весом деталей узла может «устроиться» между струнами (клиновидный) или на струнах (желобкообразный) по видимости правильно, а в реальности прижиматься участками фильца к струнам неравномерно.


Поэтому здесь требуется более жёсткий контроль, который осуществляют следующим образом.
Приподнимая фигуру демпфера за ложку, поднимают демпфер над струнами и, медленно его опуская, внимательно наблюдают за тем, что с ним при этом происходит. Демпфер вышеописанного вида с угловым смещением, даже незначительным, входя фильцем в контакт со струнами и в дальнейшем «устраиваясь» между ними или на них, непременно совершит значительное или незначительно, но в любом случае контролируемое взглядом, вращательное движение. Понемногу поворачивая пассатижами проволоку в отверстии капсюля и всякий раз контролируя «поведение» демпфера, добиваются того, чтобы он в конце концов опускался на струны безо всяких, даже малейших, признаков углового смещения.

В процессе операции по ликвидации угловых смещений у части демпферов с клиновидным или желобкообразным фильцем может проявиться ещё один регулировочный дефект – боковое смещение. То есть демпфер, опускаясь на струны изначально или уже без признаков углового смещения, тем не менее слегка или значительно смещается всем «телом» вправо или влево. Этот дефект – продукт допущенных неточностей в процессе креповки проволок демпферов. Как его устранять, описано выше (то есть проволоку у таких демпферов надо «перекреповать»).

После устранения угловых и боковых смещений у всех демпферов возникает возможность осуществления акустического контроля качества их регулировки. Для этого следует перво-наперво убрать проставку между палкой педали forte и лейстиком для подъёма демпферов, чтобы лейстик опустился и больше не подпирал пилоты, и чтобы узлы контрклавиатуры повисли на демпферах всем своим весом. Затем следует попытаться щипком возбудить каждую без исключения струну хоров с демпферами. Струны должны не только не возбуждаться, но и не производить никаких призвуков. Если же какая-либо струна либо возбудится, либо будет производить призвуки, не следует сразу бросаться устранить ошибки в регулировках, потому что причина не всегда в них, а просто до выполнения регулировок обнаружить её не было никакой возможности.

Итак, причин может быть три: либо это действительно результат допущенных ошибок и неточностей в регулировках, либо причина в дефекте фильца, либо струны хора расположены не в одной плоскости и потому демпферы полностью глушат колебания только в тех, которые находятся в более тесном контакте с их фильцем (кстати, вовсе не исключено и сочетание перечисленных причин).

Описание технологии поиска и устранения причин негативных проявлений, которые связаны с темой «Регулировка демпферной системы рояля» не напрямую, а косвенно, в задачи данного описания не входит. Тем более что в начале описания была сделана ссылка на то, что в его ходе будет рассмотрена только регулировка на исправных и небракованных деталях и элементах системы. Поэтому ликвидацию дефектов фильца и выравнивание струн в плоскости оставим за другими разделами форума, чтобы у коллег была возможность поделиться знаниями и опытом и в этих областях. А здесь вернёмся к возникновению призвуков вследствие допущенных ошибок и неточностей в регулировках. И здесь, собственно, посоветовать нечего, кроме как отнестись к узлам, демпферы которых допускают возникновение в струнах призвуков, как к неотрегулированным (при акустическом контроле выделить такие узлы не составляет труда), и провести их «перерегулировку» по вышеописанной технологии.

А описание завершим следующим. Конструкция рояля обычно рассчитана так, чтобы фигура демпфера в начале хода демпфера была опущена под небольшим углом относительно горизонтальной линии, в середине с горизонталью совпала, а к концу хода поднялась относительно горизонтали под таким же углом, под каким в начале хода была опущена (см. рисунок ниже).

Изображение

При этих условиях горизонтальное перемещение проволоки происходит в пределах габаритов отверстия в направляющей, люфт которого позволяет ей перемещаться в отверстии в вертикальном направлении с очень незначительными боковыми отклонениями и без такого трения о его стенки, которое вызывало бы сбои в функционировании демпфера. Из этого следует, что правильно отрегулированная высота демпферной ложки должна обеспечивать горизонтальное положение фигуры в середине хода демпфера.

И, наконец, последнее – регулировка высоты подъёма демпферов при нажиме на клавиши, а также свободного и рабочего ходов педали forte.
При отсутствии сил инерции высота подъёма демпфера определялась бы высотой подъёма заднего конца клавиши, поднимающей узел за ложку. Но при резком нажиме на клавишу демпферный узел (включая и демпфер) приобретает инерцию, которая, если подъём демпфера не ограничить, «подбросит» узел выше с отрывом демпферной ложки от конца клавиши, а затем он упадёт вниз, опять уткнувшись ложкой в конец клавиши, и пианист непременно почувствует это на своих пальцах. Чтобы такого не происходило, в конструкции рояля существует регулируемый по высоте ограничительный лейстик, который следует закрепить нижней кромкой фильца ограничителя чуть выше остановки хода демпфера при медленном нажиме на клавишу.

Понятно, что установка ограничителя демпферов одновременно определяется и ограничением подъёма демпферов при нажиме клавиш, и ограничением их подъёма осуществлением рабочего хода педали forte (здесь, похоже. требуются компромисс или иное решение, которые полезно было бы обсудить коллегиально), а начинается этот рабочий ход с момента, когда при нажиме на педаль forte палка педали поднимает лежащий на ней лейстик для подъёма демпферов до контакта с пилотами фигур демпферов. Ход педали до этого момента называют свободным. Существует множество версий по поводу его величины и правильно было бы либо последовать одной из них, либо окончательно согласовывать её с пианистами. Например, на одной из конференций в Ассоциации фортепианных мастеров профессор московской консерватории Виктор Карпович Мержанов предложил её чуть ли не обнулить. В этом вопросе есть одно непреложное условие, несоблюдение которого неизбежно вызовет негативные акустические последствия. Это условие заключается в том, что в состоянии покоя лейстик никоим образом не должен контактировать ни с одним из пилотов фигур демпферов, чтобы не приподнимать (в том числе вследствие набухания фильца при повышениях влажности) демпферы над струнами даже на самую малейшую величину. Бесконтактное в отношении пилотов демпферов положение высоты лейстика регулируют посредством удлинения или укорочения палки педали forte.

Конец…

…Или ещё нет, коллеги?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Барго, = [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, daly, Janis12345, Klopff, Nikolaevich, peterpiano, Гармаш Евгений, Петр
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 06 фев 2019, 20:59 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Продолжение должно быть! Спасибо, уважаемый Александр Владимирович за подробноый и ясный разбор регулировки! Даже я с 20-летним стажем взял себе на вооружение раскрываемые вами тонкости!

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 07 фев 2019, 00:39 
Administrator
Аватара пользователя
Александр Владимирович, спасибо огромное! Такого подробного раскрытия темы регулировки рояльных демпферов в литературе я не припомню.
Хотелось бы ещё обсудить тему правой педали. На какую высоту должна поднимать демпферы правая педаль по сравнению с подъёмом от клавиши? Можно ли допускать, чтобы педаль заканчивала свой ход, упираясь в ограничительный лейстик демпферов? Регулируя величину свободного хода педали до контакта с демпферами, мы изменяем и величину подъёма демпферов, ведь ход самой педали не изменяется? Короче, есть что обсудить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 07 фев 2019, 00:47 
Старожил Форума
Аватара пользователя
AlexHutor писал(а):
Александр Владимирович, спасибо огромное! Такого подробного раскрытия темы регулировки рояльных демпферов в литературе я не припомню.
Хотелось бы ещё обсудить тему правой педали. На какую высоту должна поднимать демпферы правая педаль по сравнению с подъёмом от клавиши? Можно ли допускать, чтобы педаль заканчивала свой ход, упираясь в ограничительный лейстик демпферов? Регулируя величину свободного хода педали до контакта с демпферами, мы изменяем и величину подъёма демпферов, ведь ход самой педали не изменяется? Короче, есть что обсудить.

Правая педаль должна поднимать демпфера выше клавиш на 2мм.
Педаль можно допустить, что бы она упиралась в ограничительный лейстик, но по правилам фабричных регулировок, при нажатой педали, должен оставаться свободный ход демпфера 2мм.
Да, чем больше свободный ход педали, тем меньше ход демпферов.

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: РЕГУЛИРОВКА ДЕМПФЕРНОЙ СИСТЕМЫ РОЯЛЯ
СообщениеДобавлено: 07 фев 2019, 00:57 
Administrator
Аватара пользователя
daly писал(а):
Да, чем больше свободный ход педали, тем меньше ход демпферов.
Вот и возникает вопрос: должны ли мы идти на поводу у пианиста, пожелавшего сделать включение педали раньше или позже? Ведь это нарушает регулировку подъёма демпферов, или придётся ухитриться изменить величину хода самой педали.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ]  На страницу 1, 2  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles