(Окончание)
Итак, переходим к описанию завершающей стадии в процессе регулировки демпферной системы рояля. И здесь нам придётся разбираться в некотором количестве мелочей, которые могут показаться пустяками, но каждая из которых способна свести всю работу на нет.
Введя конец проволоки демпфера в отверстие капсюля спешить затягивать его винт не следует, потому что именно после затяжки, когда кажется, что система отрегулирована, незамеченные мельчайшие неточности креповки могут начать проявлять себя в виде грязнящих общее звучание призвуков. Именно на этом этапе окончательная доводка системы требует тщательного контроля в режиме итерации нескольких параметров и, при необходимости, внесения в регулировки коррекций. Рассмотрим их в рекомендуемой последовательности, воспользовавшись приведённым ниже рисунком.
Сначала разберёмся с тем, что на нём изображено. На рисунке мы видим:
- нижние (ниже направляющей) части проволок демпферов в боковой и фронтальной проекциях, концы которых заправлены в отверстия капсюлей;
- достаточно явно выраженную (на рисунке всё для наглядности гиперболизировано) несоосность концов проволоки и отверстий в капсюлях, а также параллельную несоосность разделённых плечом №2 верхних и нижних участков проволоки;
- двойные чёрные параллельные дужки, символизирующие определённым образом ориентированные губки крепцанг, а также пары встречно направленных стрéлок, символизирующих направление приложения усилий с целью изменения конфигураций изгибов проволоки для устранения вышеперечисленных несоосностей;
- в окружности, обозначенной красной прерывистой линией, вид на капсюль сверху, в отверстие которого вставлен конец проволоки, явно несоосной с отверстием, о чём свидетельствует асимметричный зазор между краями отверстия и проволокой.
Причин у такой асимметрии две, причём может существовать как одна из них, так и обе вместе. Но это нужно проверять, потому что, как ни странно, даже при отсутствии соосности зазор, тем не менее, может быть и симметричным, если проволока входит в отверстие под углом, но при этом на входе её ось совпадает с центром отверстия. Проверяют это так: после введения конца проволоки в отверстие капсюля, придерживая одной рукой демпфер на струнном хоре в правильном положении, пальцем другой руки за демпферную ложку медленно приподнимают фигуру. Если проволока несоосна отверстию капсюля, пальцу передастся ощущение трения проволоки о стенки отверстия, а в конце подъёма проявится та самая асимметричность зазора. И тогда станет понятно, в какую сторону необходимо откорректировать изгибы плеча №2 (если присмотреться к рисунку, станет понятно, что нижний изгиб плеча всегда увеличивают в направлении зазора, а верхний уменьшают в направлении противоположном). Этим же приёмом ликвидируют и непараллельную соосность между верхним и нижним участками проволоки, и параллельную соосность между концом проволоки и отверстием для ликвидации этой параллельности и установления между последними просто соосности.
Только убедившись, что, во-первых, проволока демпфера входит в отверстие капсюля легко и свободно, то есть без трения о его стенки, а также, во-вторых, капсюль при скольжении вверх и вниз по концу проволоки движется строго вертикально и никуда не отклоняется ни малейшим образом, демпфер опускают на струны и, придерживая его в правильном положении относительно направления натяжения струн хора, винт капсюля затягивают.
И именно при выполнении этой процедуры чаще всего происходит нарушение ориентации демпфера относительно хора струн. Причина заключается в том, что в пространстве отверстия капсюля при затягивании винта возникает и усиливается трение между торцом винта и проволокой демпфера, которое, вызывает на первый взгляд незначительную упругую деформацию проволоки, слегка скручивая её по оси (чаще всего по часовой стрелке вследствие наличия на винте правой резьбы). Однако эта «незначительная» деформация вызывает угловое смещение демпфера относительно направления струн хора в горизонтальной плоскости. Это угловое смещение может быть как зримым, так и неуловимым для взгляда в силу своей малости. Но в любом случае оно непременно негативно скажется на качестве работы демпферов.
Как его распознать? Для этого переносят внимание с капсюля на демпфер.
Проще всего ликвидировать угловое смещение у демпфера с плоским фильцем (пушелем). Его всего-навсего нужно опять совместить по продольной оси с направлением струн хора. Но делать это, отпуская и снова затягивая винт, бессмысленно, потому что угловое смещение демпфера наверняка повторится. Поэтому для ликвидации углового смещения демпфера технологичнее другой приём. Нужно, не отпуская винта капсюля, участок проволоки непосредственно перед входом в отверстие капсюля надёжно зажать в пассатижи и, придерживая фигуру демпфера от смещения и наблюдая за демпфером, принудительно провернуть проволоку в капсюле на такой угол, который после съёма пассатижей обеспечит демпферу максимально приближённое к идеальному совмещение с направлением струн.
Процедура ликвидации углового смещения у демпферов с клиновидным или желобкообразным фильцем сложнее, потому что для качества их работы губительно угловое смещение даже «микроскопическое». Поэтому в отношении таких демпферов обойтись просто визуальной оценкой положения демпфера относительно струн непродуктивно, так как демпфер под весом деталей узла может «устроиться» между струнами (клиновидный) или на струнах (желобкообразный) по видимости правильно, а в реальности прижиматься участками фильца к струнам неравномерно.
Поэтому здесь требуется более жёсткий контроль, который осуществляют следующим образом.
Приподнимая фигуру демпфера за ложку, поднимают демпфер над струнами и, медленно его опуская, внимательно наблюдают за тем, что с ним при этом происходит. Демпфер вышеописанного вида с угловым смещением, даже незначительным, входя фильцем в контакт со струнами и в дальнейшем «устраиваясь» между ними или на них, непременно совершит значительное или незначительно, но в любом случае контролируемое взглядом, вращательное движение. Понемногу поворачивая пассатижами проволоку в отверстии капсюля и всякий раз контролируя «поведение» демпфера, добиваются того, чтобы он в конце концов опускался на струны безо всяких, даже малейших, признаков углового смещения.
В процессе операции по ликвидации угловых смещений у части демпферов с клиновидным или желобкообразным фильцем может проявиться ещё один регулировочный дефект – боковое смещение. То есть демпфер, опускаясь на струны изначально или уже без признаков углового смещения, тем не менее слегка или значительно смещается всем «телом» вправо или влево. Этот дефект – продукт допущенных неточностей в процессе креповки проволок демпферов. Как его устранять, описано выше (то есть проволоку у таких демпферов надо «перекреповать»).
После устранения угловых и боковых смещений у всех демпферов возникает возможность осуществления акустического контроля качества их регулировки. Для этого следует перво-наперво убрать проставку между палкой педали forte и лейстиком для подъёма демпферов, чтобы лейстик опустился и больше не подпирал пилоты, и чтобы узлы контрклавиатуры повисли на демпферах всем своим весом. Затем следует попытаться щипком возбудить каждую без исключения струну хоров с демпферами. Струны должны не только не возбуждаться, но и не производить никаких призвуков. Если же какая-либо струна либо возбудится, либо будет производить призвуки, не следует сразу бросаться устранить ошибки в регулировках, потому что причина не всегда в них, а просто до выполнения регулировок обнаружить её не было никакой возможности.
Итак, причин может быть три: либо это действительно результат допущенных ошибок и неточностей в регулировках, либо причина в дефекте фильца, либо струны хора расположены не в одной плоскости и потому демпферы полностью глушат колебания только в тех, которые находятся в более тесном контакте с их фильцем (кстати, вовсе не исключено и сочетание перечисленных причин).
Описание технологии поиска и устранения причин негативных проявлений, которые связаны с темой «Регулировка демпферной системы рояля» не напрямую, а косвенно, в задачи данного описания не входит. Тем более что в начале описания была сделана ссылка на то, что в его ходе будет рассмотрена только регулировка на исправных и небракованных деталях и элементах системы. Поэтому ликвидацию дефектов фильца и выравнивание струн в плоскости оставим за другими разделами форума, чтобы у коллег была возможность поделиться знаниями и опытом и в этих областях. А здесь вернёмся к возникновению призвуков вследствие допущенных ошибок и неточностей в регулировках. И здесь, собственно, посоветовать нечего, кроме как отнестись к узлам, демпферы которых допускают возникновение в струнах призвуков, как к неотрегулированным (при акустическом контроле выделить такие узлы не составляет труда), и провести их «перерегулировку» по вышеописанной технологии.
А описание завершим следующим. Конструкция рояля обычно рассчитана так, чтобы фигура демпфера в начале хода демпфера была опущена под небольшим углом относительно горизонтальной линии, в середине с горизонталью совпала, а к концу хода поднялась относительно горизонтали под таким же углом, под каким в начале хода была опущена (см. рисунок ниже).
При этих условиях горизонтальное перемещение проволоки происходит в пределах габаритов отверстия в направляющей, люфт которого позволяет ей перемещаться в отверстии в вертикальном направлении с очень незначительными боковыми отклонениями и без такого трения о его стенки, которое вызывало бы сбои в функционировании демпфера. Из этого следует, что правильно отрегулированная высота демпферной ложки должна обеспечивать горизонтальное положение фигуры в середине хода демпфера.
И, наконец, последнее – регулировка высоты подъёма демпферов при нажиме на клавиши, а также свободного и рабочего ходов педали
forte.
При отсутствии сил инерции высота подъёма демпфера определялась бы высотой подъёма заднего конца клавиши, поднимающей узел за ложку. Но при резком нажиме на клавишу демпферный узел (включая и демпфер) приобретает инерцию, которая, если подъём демпфера не ограничить, «подбросит» узел выше с отрывом демпферной ложки от конца клавиши, а затем он упадёт вниз, опять уткнувшись ложкой в конец клавиши, и пианист непременно почувствует это на своих пальцах. Чтобы такого не происходило, в конструкции рояля существует регулируемый по высоте ограничительный лейстик, который следует закрепить нижней кромкой фильца ограничителя чуть выше остановки хода демпфера при медленном нажиме на клавишу.
Понятно, что установка ограничителя демпферов одновременно определяется и ограничением подъёма демпферов при нажиме клавиш, и ограничением их подъёма осуществлением рабочего хода педали
forte (здесь, похоже. требуются компромисс или иное решение, которые полезно было бы обсудить коллегиально), а начинается этот рабочий ход с момента, когда при нажиме на педаль
forte палка педали поднимает лежащий на ней лейстик для подъёма демпферов до контакта с пилотами фигур демпферов. Ход педали до этого момента называют свободным. Существует множество версий по поводу его величины и правильно было бы либо последовать одной из них, либо окончательно согласовывать её с пианистами. Например, на одной из конференций в Ассоциации фортепианных мастеров профессор московской консерватории Виктор Карпович Мержанов предложил её чуть ли не обнулить. В этом вопросе есть одно непреложное условие, несоблюдение которого неизбежно вызовет негативные акустические последствия. Это условие заключается в том, что в состоянии покоя лейстик никоим образом не должен контактировать ни с одним из пилотов фигур демпферов, чтобы не приподнимать (в том числе вследствие набухания фильца при повышениях влажности) демпферы над струнами даже на самую малейшую величину. Бесконтактное в отношении пилотов демпферов положение высоты лейстика регулируют посредством удлинения или укорочения палки педали forte.
Конец…
…Или ещё нет, коллеги?