ЕВГЕНИЙ писал(а):
Общего??? Если Вы скажете, что у дек гитары и клавесина много общего- я ещё поверю...
Деки щипковых имеют общее с фортепианными и сложнее в изготовлении. Сильно сложнее и намного требовательнее, чем деки фортепиано. В них раскрывается характер древесины, достоинства и недостатки. Получив заказ, мастер готовит тембр под стиль, в котором музыкант специализируется: звенящий жесткий рок-н-рол или бархатные старинные новеллы. Тембр делается определенными манипуляциями, не буду вдаваться как и что, это надолго рассказ
. Деки фортепиано, вернее конструкции дек фортепиано так же могут задавать определенный тембр, но этого по многим причинам не делается: на производстве все изготавливается под копирку и стандарту, по разработанномумного лет назад шаблону, рабочие часто даже не понимая сути своих действий штампуют экземпляры партиями один в один, а в мастерских так же все реставрации стремятся приблизиться к классическим принятым канонам и различные эксперименты и вольности никто не позволяет себе; в основном мы интонируем молоточками, и очень редко подбираем диаметры струн для более "проволочного" звучания, но больше никак. Гитаристы же изменяя конструкцию дек варьируют в очень широких тембровых характеристиках. На тембр щипковых влияет толщина деки, расположение рипок, масса рипок, обечайки и еще материал подставок и тд, у фортепиано материалы же стандартны и не припомню даже что бы кто-то ставил подобные эксперименты, кроме как лабораторные и ни один опытный образец и удачный вариант так и не принят в производство. Фортепиано весьма консервативно. Далее идет настройка деки по определенным формулам, выведенными эмпирическим путем. Вначале настраивается дека без рипок, выстукивая ее в определенных точках, сострагивая утоньшая ее толщину опять же понимая где это требуется и насколько. Веер, или рипки, распологаются не строго по шаблону, как у фортепианных дек, а настраиваются по слуху: клеются предварительно через бумажную прослойку, что бы легко можно было снять, слушается постукиванием, между пружинками должна простукиваться формула типа "тон-полутон-тон-полтора". А общий тон постукивания должен выдавать прослушивающееся "Си" или иной требуемый тон. Если этого нет, то пружины либо переклеиваются в другое место и нужно понимать, что происходит и куда их сдвинуть, либо подстрагивается, ставятся толще либо в определенных местах сошлифовывается сама дека. Кстати толщина деки очень разная, участками где толще, где тоньше. Далее, накрывая ее на корпус, дека меняет свои АЧХ и общий тон "Си" должен опуститься в "Ля" (или иной расчетный, зависит от мензуры и целей), если тон "ушел" мимо и тут новый этап работы наступает, не буду вдаваться в подробности, это уже узкая спецификация.. и, когда инструмент полностью готов и все устраивает, он разбирается, убираются бумажки и склеивается без них окончательно. Древесина, даже лучшая, отобранная остается древесиной, неодинаковой, с разными характеристиками, неоднородной и поэтому не может и быть шаблонной сборки, расположения рипок и тд. В фортепиано такого нет, в фортепиано этим пренебрегают, это слишком долго, сложно и может и неоправдано, тк деки состоят из множества дощечек и суммарная общая характеристика резонансового щита выдает нечто среднее и необходимость в сложном процессе отпадает. Поэтому и нет мастеров, которые настраивают фортепианные деки. Отбираются лишь заготовки и кое-где готовые детали на предмет акустики и модуль упругости. Гитарный (я уж молчу про скрипичный) щит требует от мастера высокой квалификации и глубоких познаний в области акустики, физики и безукоризненного владения столярным ремеслом, у мастера не должно быть вопроса "как это строгать", "чем это отпилить" и "как склеить или подобраться" - все это должно делаться незадумываясь на автомате, фортепианное дело в теме сборки и изготовления деки намного проще. У нас все делается шаблонами, достаточно взять 10 самых лучших роялей всеми обожаемого Steinway и каждая дека будет копия предыдущей, и погрешности большие, и допуски разрешаются и конструкция все проще. Ни один настройщик вышеперечислинных манипуляций с фортепианной декой не делает и не будет, хотя вообще-то надо бы, ибо не поверю, что все они, заготовки и рипки акустически одинаковые, что дощечки с одинаковыми характеристиками. Древесина разная и неоднородная и никогда не будет абсолютно однообразной, даже из одного ствола. Если взглянуть на деки мастеровых народных инструментов, каждая дека уникальна и имеет свою оригинальность, собственный неповторимый веер из рипок и акустический апарат, потому что у каждой дощечки своя природа, свои особенности, пики и провалы и вся конструкция выравнивает АЧХ, делается настройка между всеми деталями корпуса в определенные интервалы, а не в случайном порядке. Мастер щипковых рояльную деку сделает на раз-два, а фортепианный гитарную и уж скрипичную вряд ли. Если речь идет о добротной мастеровой работе надлежащего качества, а не "сгородить забор в огороде"
Разумеется все это в отношении дек, может лаки, а остальное все у нас совершенно разные работы. И я ни в коем случае, как может показаться, не умаляю нашего ремесла, фортепианный мастер так же обязан и вынужден знать наши специфичные тонкости и обладать своим чутьем, навыками и порой даже бОльшими, чем иные мастера. Извиняюсь за отступление от темы фортепиано, и получилось уж очень длинным