ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 279 ]  На страницу Пред.  1 ... 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 24 авг 2019, 11:53 
ДОКТОР / Мэтр
Аватара пользователя
Доремидо... писал(а):
В продолжение темы вязки басовых струн, видео выкладываю:
phpBB [video]


В первом видео (5:20), уважаемый Доремидо, Вы советуете для лучшей затяжки смазать узел жиром или маслом.... Не согласен: струна должна быть сухая и чистая!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю ЕВГЕНИЙ "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 24 авг 2019, 16:33 
Старожил Форума
Мне очень понравилось, Максим, как Вы комментируете. Прирожденный артист :) :bravo2: Получил огромное удовольствие !


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Барго "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 31 авг 2020, 20:26 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги!
Это сообщение предназначено тем из вас, кто либо уже практикует изготовление обвитых струн, либо намеревается это делать в ближайшем или неопределённом будущем.

Экземпляр портативного станка для производства обвитых струн фортепиано (на главной странице форума пониже справа размещена ссылка на соответствующий информационный материал под названием «Станок») недавно ушёл за рубеж, но его приобретатель в силу сложившихся на данный момент обстоятельств не смог приехать в Россию, чтобы поучаствовать в мастер-классе по освоению всех тонкостей пользования станком, как это до сих пор было принято с другими приобретателями. Поэтому пришлось разработать персонально для него подробнейшую (в буквальном смысле – «буквоедски» подробную) инструкцию пользователя и, в особенности, раздел акустического контроля величин натяжения кернов перед навивкой, где пришлось разъяснять целесообразность, полезность и, не побоюсь сказать, обязательность(!) такой процедуры.
Сразу же считаю необходимым оговориться, что тему производства обвитых струн с навивкой канители на НЕНАТЯНУТЫЙ КЕРН (эта идея уже мелькала на страницах нашего форума) обсуждать не намерен, поскольку жизнь тем ценнее, чем меньше тратишь её на глупости.
С уважаемым Администратором форума мы договорились о том, что сопровождающую видео станка прежнюю инструкцию мы в будущем заменим этой, вновь разработанной. Но мне, к сожалению, известны примеры того, как даже прочитав (или, традиционно, не прочитав!) инструкцию, некоторые изготовители обвитых струн почему-то игнорируют эту необходимость (акустический контроль) и продолжают определять натяжение кернов наощупь, дёргая их рукой. Поэтому считаю полезным обратить на это ваше внимание особо, потому что пренебрежение точностью величин натяжения кернов способно свести на нет все остальные действия, сколь бы правильно они ни осуществлялись, что и намереваюсь в этом сообщении обосновать.

Для начала привожу касающийся этой темы фрагмент (три страницы) из книги Н. А. Дьяконова «Рояли и пианино. Конструирование и производство».

Изображение

Изображение

Изображение

И отвечаю на вполне резонный вопрос: «Что же такого нового вносит раздел моего изобретения о способе акустического контроля в описываемую Н. А. Дьяконовым технологию?» Поэтому сразу же отсылаю читателя к самой первой фразе главы из его книги, где говорится, что дефекты обвитых струн обычно выявляются НА ПОСЛЕДНИХ СТАДИЯХ ПРОИЗВОДСТВА, то есть когда в неправильно изготовленной струне исправить уже ничего нельзя и её остаётся утилизировать и заменить вновь изготовленной (разумеется, если и она не окажется такой же бракованной). Так вот, акустический контроль величин натяжения кернов позволяет практически со стопроцентной гарантией не допустить тех дефектов, которые в иных случаях переводят стрýны в разряд бракованных.

Теперь по существу. Привожу ещё один фрагмент из Дьяконова (стр. 307), где существенное выделено красным.

Изображение

В подтверждение привожу рисунок того, что происходит при натяжении готовой струны в музыкальном инструменте, если при её изготовлении керн натянуть недостаточно.

Изображение

Но это ещё не всё. Иного рода дефекты возникают, если керн перед навивкой натянуть чрезмерно избыточно. Чтобы не повторяться, с подробным описанием последствий недотяжки и перетяжки кернов рекомендую ознакомиться в соответствующем фрагменте вышеупомянутой инструкции в несколько изменённой, «форумной» вёрстке.

(Начало фрагмента инструкции)


Разметка параметров будущей струны

Качественное изготовление обвитой струны требует предварительных манипуляций с двумя из её параметров, длиной рабочего участка будущей струны и длиной обвитой части, которая должна быть на 18-20 мм короче, во избежание «наползания» обвивки на клангштабик или аграф при настройке. При работе на портативном станке для разметки рекомендуется не ставить каким-либо образом (например, с помощью маркёра или загибов) метки на самом керне, а использовать наклейки на ребре опоры, как это показано на фото ниже, потому что в ходе окончательного натяжения при дальнейшем удлинении керна метки на керне «поплывут», а метки на опоре останутся на месте. На фото расстояние между внутренними обрезами синих наклеек – это длина рабочего участка, а между внутренними обрезами левой синей и красной наклеек – длина обвивки.

Изображение

Расклёпка участков керна под концевые замки обвивки


Изображение

Керн расклёпывают внутрь габаритов обвивки на 25-30 мм (для двойной обвивки – на 40-50 мм). У красной метки расклёпку смещают влево на 3-4 мм. Во-первых, потому, что при окончательном натяжении керн ещё немного удлинится и этот промежуток уменьшится, а во-вторых, чтобы последние замковые витки обвивки слегка вышли за пределы расклёпанного участка и закрыли от взгляда расклёпанную часть.

Подготовка к окончательному натяжению керна

Перед окончательным натяжением керна между ним и кромкой опоры устанавливают два съёмных порожка, совместив их вершины с метками габаритов рабочего участка будущей струны.

Изображение

Назначение этих порожков – передавать опоре колебания натянутого возбуждаемого щипками керна, превращая таким образом опору в резонатор, подобно тому, как штег фортепиано передаёт колебания деке, и тем самым обеспечивая возможность осуществлять акустический контроль величины натяжения керна по высоте производимого им музыкального тона.

Целесообразность и способы расчёта высоты тона керна

В литературе по технологиям фортепианостроения в теме по изготовлению обвитых струн пишут, что всех случаях керн перед навивкой должен быть натянут с усилием бóльшим, чем впоследствии готовая струна будет натянута в музыкальном инструменте. Объяснить это требование несложно. Если керн недотянуть, то затем, при бóльшем натяжении его уже в составе струны, он неизбежно дополнительно удлинится, отчего, во-первых, витки обвивки, ранее уложенные плотно друг к другу, разойдутся, причём неравномерно, что вызовет неравновесность погонных масс отдельных участков струны и, следовательно, несовпадение частот гармоник их обертонов, что образует «паразитные» внутренние биения (акустическую грязь) в звучании тона; во-вторых, керну неоткуда взять материал для удлинения, кроме как из самого себя, то есть удлиняясь, он становится тоньше, а имеющие меньшую упругость витки меди, внутри которых находится керн, практически сохраняют изначально заданный диаметр, следовательно, между ними (то есть обвивкой в виде плотного и неизменяемого по размерам «корсета» и внезапно «похудевшим» керном) неизбежно возникновение нарушения плотности контакта одного с другим, что также чревато иногда сразу же, а иногда со временем, снижением качества звучания струны вплоть до потери основного тона. Однако если же керн чрезмерно перетянуть, то, во-первых, в худшем случае, это чревато его обрывом, а во-вторых, в случае лучшем, перенапряжённый керн усиленно стремится втянуться внутрь «трубки», образованной из витков обвивки. И чаще всего при ослаблении натяжения с целью съёма изготовленной струны со станка ему это удаётся. И тогда происходит скольжение концевых замковых витков по расклёпанным участкам керна в начале и/или конце обвивки, причём с частичным или полным проворотом их вокруг керна (так как обвивка тоже напряжена и стремится раскрутиться), от чего до сих пор её удерживали только замки, и такая струна либо сразу, либо в процессе эксплуатации теряет необходимые акустические свойства.
Традиционно операторы струнонавивальных станков определяют величины натяжения кернов, «дёргая» их рукой, и тем самым ставя качество изготовляемых струн в прямую зависимость от их личного индивидуального опыта, чутья и везения. Но при таком способе «контроля» и у самого опытного оператора погрешности неизбежны, причём даже значительные. Именно поэтому даже на предприятиях с хорошо отлаженными производственными процессами немалое количество уже изготовленных обвитых струн выбраковывают. Во избежание этого в описании изобретения портативного станка изложен способ высокоточного акустического контроля величин натяжения кернов индивидуально для каждой из изготовляемых струн, который включает в себя производство расчётов этих величин и контроль натяжения кернов в точном соответствии с этими расчётами.
Для расчёта величин натяжения кернов и, соответственно, частот и наименований производимых ими тонов разработана специальная программа в редакторе Excel, интерфейс которой приведён на иллюстрации ниже и которая целиком «работает» под ОС Windows, а её верхняя часть (две таблицы на светло-зелёном фоне) также под ОС Android. Файл с этой программой входит в комплект станка, передаваемого приобретателю. В качестве примера в ячейках таблиц программы зафиксированы данные расчёта величины натяжения керна для производства обвитой струны ми контроктавы отечественного пианино С-13. Правила пользования программой, которая работает в системе единиц измерения «сантиметр-грамм-секунда», состоят в следующем.

Изображение

В белые ячейки самой верхней таблицы вводят исходные параметры будущей струны: длину (в сантиметрах!) рабочего участка будущей струны, частоту колебаний в герцах (эти вводимые параметры автоматически отразятся в белых ячейках таблички ниже), диаметр керна и диаметр первой и второй обвивок (тоже в сантиметрах!). Для экономии в действиях можно просуммировать диаметры первой и второй обвивок и вставить суммарный результат в ячейку диаметра навивки 1 или 2, без разницы; конечный результат от этого не изменится. Введя последнее значение, следует вывести курсор компьютерной мыши за пределы табличного поля и «кликнуть» левой кнопкой на любом сободном месте. Сразу же после этого в верхней голубой ячейке на светло-зелёном фоне появится расчётная величина натяжения этой струны в музыкальном инструменте в граммах (в нашем случае это 101423,4 грамма или, что то же самое, 101,4 килограмма), а в нижней голубой ячейке тоже на светло-зелёном фоне появится расчётная частота колебаний керна, натянутого с таким же усилием (в нашем случае это 158,6 Гц). В нижней таблице стандартных частот тонов (на светло-фиолетовом фоне) находят близкое к этой частоте значение в сторону повышения (это необходимо в расчёте на будущую релаксацию керна вновь изготовленной струны). В нашем случае это 164,8 Гц (в таблице соответствующая ячейка выделена). Проследив по строке влево, определяют, что это частота тона ми, а по столбцу вверх – что это ми малой октавы. Следовательно, керн, натянутый с таким же усилием, что и в музыкальном инструменте струна ми контроктавы, должен при возбуждении давать тон ми малой октавы.
Ещё проще находить частоты кернов по нижним таблицам на светло-фиолетовом фоне, для чего в компьютере необходимо включить разрешение на работу с макросами.

Изображение

Для выполнения расчётов в таблице частот находят ячейку с частотой колебаний будущей струны (в нашем случае это ми контроктавы, т. е. 41,2 Гц.) и «кликают» по ней левой кнопкой мыши. Тотчас эта же частота продублируется в ячейке под обозначением f в нижней табличке в виде полоски. Затем последовательно вводят в соседние ячейки этой же таблички длину рабочего участка будущей струны (L), только её общую толщину, то есть керн плюс все обвивки (D струны) и, наконец, диаметр керна (d керна). Все эти величины – в сантиметрах(!). Далее курсор выводят за пределы табличного поля и «кликают» левой кнопкой мыши на любом свободном месте. Затем наводят курсор на клавишу «Найти частоту» и «кликают» на ней левой кнопкой мыши. Вследствие этого в ячейке нижней таблички под обозначением f’ (искомая частота) появится значение частоты тона, который должен давать керн, натянутый с тем же усилием, что и будущая струна в музыкальном инструменте (в нашем случае это 164,81 Гц.), а в таблице частот тонов окажется выделенной ячейка с обозначением этой же частоты, благодаря чему появится возможность определить по горизонтали наименование тона керна, а по вертикали его октаву (в нашем случае это опять же ми малой октавы).

Генераторы эталонного звучания тонов кернов

Для натяжения керна до высоты расчётного тона требуется сопоставить его на слух с эталонным звучанием. Эталонное звучание можно получить либо из любого надлежаще настроенного музыкального инструмента, либо с помощью гаджета с установленным на нём специальным приложением. Пример такого приложения («Perfect Piano») приведён на фото ниже.

Изображение

Окончательное натяжение керна перед навивкой

Окончательное натяжение керна перед навивкой осуществляют так же, как и предварительное, но только на втором опорно-силовом агрегате, т е. одним ключом 14 придерживают наконечник натяжителя от проворота, а другим таким же вращают шпиндель. При этом время от времени возбуждают щипками натягиваемый керн и на слух сопоставляют производимый им тон с эталонным. В момент образования между ними унисона натяжение заканчивают и в обязательном порядке (!!!) фиксируют положение наконечника натяжителя контргайкой с помощью ключа 10. Затем съёмные порожки убирают и керн тщательно обезжиривают. Теперь он полностью готов к навивке.

(Конец фрагмента инструкции)


В завершение, уважаемые коллеги, приглашаю вас обсудить вышеизложенное, готов, если появится необходимость, дать пояснения и внести уточнения, а главное, если кого-то способ акустического контроля заинтересовал, поделиться файлом вышеописанного приложения по расчётам величин натяжения кернов.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, Klopff, Октямыч, peterpiano, western, краскюн, Ванька
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 11 дек 2020, 01:45 
Активный завсегдатай
Аватара пользователя
Александр Яновский писал(а):
Уважаемые коллеги!
Это сообщение предназначено тем из вас, кто либо уже практикует изготовление обвитых струн, либо намеревается это делать в ближайшем или неопределённом будущем.

Александр Владимирович, по описанию -очень здоровский способ. Очень признателен. Обязательно попробую это учесть, собираюсь в ближайшее время обратиться в мастерскую за помощью в изготовлении 4 переходных хоров на теноровом штеге моей малогабаритки.
Возможно пробовали уже , как вариант - мерить частоту колебаний всей струны, используя вместо дополнительных опор сосредоточенную массу 100-200г на обоих концах. От таких точек подвеса волны должны отражаться нормально, и с достаточной точностью можно вести расчет частоты по полной длине. Хотя общий вес идёт вразрез с портативностью :)


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Ванька "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 28 дек 2021, 21:28 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Ещё немного о связывании струн от Maggie Jusiel. Всё понятно без слов, хотя можно подключить субтитры и их перевод.

phpBB [video]

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю VladAn "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, g-dya, Klopff, РоманКо, western
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 02 янв 2022, 16:37 
Старожил Форума
Хоть я и вылезаю с этим довольно поздно, но я все таки отмечу. Натяжка ЗАГОТОВКИ струны на станке. Отмечу ЗАГОТОВКИ, коим является керн, всегда ниже чем она натянута на инструменте. Поэтому ни и каком расхождении навивки на инструменте никогда не шла, ее просто никогда и не было. И медь при навивке на керн как бы расплющивается и уплотняется. Поэтому даже слабо натянутый керн никогда не является причиной расхождения витков на готовой струне. Я это говорю из опыта навивки, а теория и практика как обычно в разных плоскостях, хотя и теория звучит логично. Как бы не был натянут керн на станке, не было не одного случая расхождения навивки на инструменте, потому что я видел мастеров которые намеренно не натягивали керн сильно. И не у меня, который все таки керн достаточно сильно натягивал (но никогда натяжение не доходит до того как он натянут на инструменте), не у тех кто намеренно его ослаблял не о каких расхождениях речи не было.

_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Masterovoi "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 02 янв 2022, 22:54 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Так и не понял, до какой частоты надо натягивать керн перед навивкой. С какой частотой должен звучать керн без навивке, чтобы не ошибиться.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 02 янв 2022, 23:30 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Masterovoi писал(а):
Хоть я и вылезаю с этим довольно поздно, но я все таки отмечу. Натяжка ЗАГОТОВКИ струны на станке. Отмечу ЗАГОТОВКИ, коим является керн, всегда ниже чем она натянута на инструменте. Поэтому ни и каком расхождении навивки на инструменте никогда не шла, ее просто никогда и не было. И медь при навивке на керн как бы расплющивается и уплотняется. Поэтому даже слабо натянутый керн никогда не является причиной расхождения витков.

Видимо, да. Потому, что на "Аккорде" (в Калуге) эти правила никогда и никем не соблюдались и процент бракованных басов был очень низким. Я сам готовил керны, плющил их и отмерял, помечал метки в паре со струнщиком.

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю daly "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 02 янв 2022, 23:33 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Белый Рояль писал(а):
Так и не понял, до какой частоты надо натягивать керн перед навивкой. С какой частотой должен звучать керн без навивке, чтобы не ошибиться.

Частоту керна не знаю, но натяг должен быть минимум такой же, как натяжение его будет с обвивкой в инструменте. Как вычислить натяжение по частоте это я не вычислю :duma:

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю daly "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Басовые струны
СообщениеДобавлено: 02 янв 2022, 23:44 
Старожил Форума
Белый Рояль писал(а):
Так и не понял, до какой частоты надо натягивать керн перед навивкой. С какой частотой должен звучать керн без навивке, чтобы не ошибиться.

Вы сами вить струны будете? Если нет то особо это вам не поможет. Если сами собираетесь объясню. Керн натягивается так чтобы при навивке меди струна сильно не провисала. Но и натягивать в тот тон что он будет на инструменте тоже не советую, просто в силу того что при снятии ее со станка струна завернется в бараний рог. Они и так немного скручиваются при снятии, но не так сильно. Все это приходит с опытом и практикой. Степень натяжки меди при навивке тоже имеет не маловажное значение, если не дотянуть то струна не будет звучать, если перетягивать при навивке то возможен обрыв либо уменьшение требуемого диаметра навивки, что тоже сказывается на качестве струны. Тон звучания струны абсолютно не важен, все что вы видите при навивке что мастер дергает за струну, то это обычно при окончании навивки, там просто слышно как будет примерно звучать струна и глухие слышно уже на станке. А когда дергают керн, то только для того чтобы понять что струна не сильно провисла, а не для определения ее тона.

_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Masterovoi "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 279 ]  На страницу Пред.  1 ... 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles