ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 279 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 28  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 31 май 2015, 20:41 
Мэтр
Аватара пользователя
ЕВГЕНИЙ писал(а):
Masterovoi писал(а):
Если присмотреться, там вклееные криво сидят, либо они не вклеены еще...

daly писал(а):
А мне показалось, что молоток, который вклеен, очень свободно сидит. Даже кажется, что есть люфт.

Очень странно, что эта животрепещущая тема не нашла отклика и не получила продолжения.
И всё-таки я прошу Александра Владимировича развить эту тему в соответствующем разделе. Она чрезвычайно важна.

Уважаемый Евгений!
По-моему, Вы абсолютно правы, считая тему вклейки молотков чрезвычайно важной и в силу этого достойной тщательного рассмотрения на форуме, поскольку простой она кажется только тем из мастеров, кто в силу ряда причин может даже и не подозревать о наличии достаточно серьёзных сложностей при решении этой задачи. Поэтому я с Вашей подачи открываю соответствующую новую тему и для начала, чтобы продукты чужого ума, описав своими словами, не выдать за собственные, набрал цитат из Н. А. Дьяконова, расставил их в некоторой логической последовательности и предлагаю вниманию Вашему и тех коллег, которых эта тема интересует.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Теперь, с Вашего позволения, предъявлю "продукты ума собственного" и начну с внесения некоторых уточнений, без которых Дьяконов, когда пишет, что в басах гармоник бывает до тридцати, в тенорах до десяти, а в дискантах не более двух, рискует быть понятым неправильно. В звучании и басов, и теноров, и дискантов присутствует огромное (не будет преувеличением сказать: бесконечное) количество гармоник, а утверждение Дьяконова следует понимать так, что он имеет ввиду только те гармоники, которые для фортепианного мастера хорошо контролируемы на слух и практически значимы.
Продолжу теоретизировать, поскольку, как сказал французский естествоиспытатель и мыслитель Этьен Жоффруа Сент-Илер, нет ничего практичнее хорошей теории. И для этого предлагаю Вашему вниманию следующий рисунок.

Изображение

На нём схематически изображены струны с помеченными на них узелками первых шестнадцати гармоник и проекция всех этих узелков вместе на единую струну. Важно отметить, что представленная на рисунке «расстановка» узелков одинакова и для длинной басовой, и для короткой дискантовой струны, просто на длинной струне промежутки между узелками шире, а на короткой ẏже.
В третьем фрагменте Дьяконов приводит описанную американским исследователем в области музыкальной акустики и фортепианостроения Р. В. Янгом закономерность, которая гласит: если удар молотка придётся в место узелка какой-либо или нескольких гармоник, эти гармоники не возбудятся. Следовательно, обертоны, производимые этими гармониками, в спектре звука будут отсутствовать. Это утверждение тоже не совсем верно, поскольку разночастотные гармоники всё же произведут (т. е. синтезируют) так называемые разностные комбинационные тоны (разговор о них требует отдельной темы), равные по частотам отсутствующим гармоникам, но их интенсивность будет слишком слаба, чтобы из практических соображений принимать их во внимание. С точки зрения вышеупомянутой закономерности рассмотрим предложенный рисунок, на котором схематически изображены струны с помеченными на них узелками первых шестнадцати гармоник и проекция всех этих узелков вместе на единую струну. Сразу объясню, почему именно шестнадцати. Известно, что в образовании простых интервалов участвуют 1-я гармоника в примах, 1 и 2 в октавах, 2, 3 и 4 в квинтах и квартах, 4, 5 и 6 в терциях, 3, 5 и 8 в секстах, 5 и 7 в тритонах, 8, 9, 15 и 16 в секундах и септимах, а гармоники 10, 12 и 14 участвуют в составных интервалах (простой интервал плюс октава), где в простых участвуют 5, 6 и 7 гармоники. Поэтому для рассуждений об интервальности европейского хроматического звукоряда 16 гармоник необходимы и достаточны. В составе перечисленных гармоник не упомянуты 11 и 13, узелки которых на рисунке помечены красным, поскольку эти гармоники в вышеупомянутом интералообразовании не участвуют. Следовательно, если фортепианный молоток будет ударять в какой-либо из узелков этих гармоник, обертонный спектр музыкального тона практически пострадать не должен. И в рамках обсуждаемой темы это обстоятельство имеет очень важное значение.
Итак, вышесказанного достаточно, чтобы подвести следующие, пока теоретические, промежуточные итоги:
- В басах желательно, чтобы линия удара молотков располагалась на 1/7-1/8 длины струн.
- В тенорах, приблизительно до 60-го хора, - на 1/8-1/9 длины струн.
- Свыше 61 хора - от 1/10 до 1/18 и даже до 1/24 длины струн.
- В крайних дискантах при наличии твёрдых и хорошо "заострённых" молотков линию удара можно доводить до 1/35 длины струн.
К этому полезно добавить следующие дополнительные соображения:
- Молоток, бьющий в струну не на "правильной" линии удара, гасит или ослабляет интенсивность необходимых гармоник, в чьи узлы он попадает при ударе.
- Молоток бьёт в струну не точкой и не линией, а площадкой, размеры которой зависят от конфигурации головки молотка и плотности её войлока. Это означает, что при высокой кучности узелков, особенно гармоник высокого порядка, он даже при правильной установке (вклейке) неизбежно "цепляет" краями площадки пучности и при отходе от струны гасит или ослабляет этими краями площадки интенсивность соответствующих этим пучностям гармоник.
- Если на ударной части головки молотка в результате его эксплуатации "выбиты" бороздки, то следует принять во внимание, что дно бороздки представляет собой прямую линию, удлиняющую "ударяющую" площадку на длину бороздки, что ещё сильнее гасит или ослабляет интенсивность затронутых гармоник. Именно это фактор часто приводит к явлению, с которым сталкиваются настройщики, контролирующие качество темперации по темпам биений, а именно: интервал звучит, а биения в нём не прослушиваются, что означает, что молоток при ударе или не возбуждает, или гасит, или радикально ослабляет по интенсивности одну из интервалообразующих гармоник, либо, что редко, но случается, два молотка не возбуждают или гасят обе гармоники.
- На рисунке расположение меток, символизирующих узелки гармоник, справедливо только для идеально гибких струн, а в реальности, в силу укорочения рабочего участка струны по мере повышения частот гармоник (см. статью "Природа негармоничности обертонов" в Библиотеке форума), их узелки располагаются всё ближе и ближе друг к другу. Поэтому расчёт линии удара математически достаточно сложен, поскольку требует ввода большого количества корректирующих данных.
- Расположение линии удара, например, в басах на 1/7-1/8 длины струны означает, что для струны ля субконтроктавы "Стейнвея" (L=2012 мм) это промежуток составляет ок. 40 мм, а для той же струны пианино C-13 (L=1145 мм) - чуть более 20 мм. Не правда ли, для установления оптимальной точки удара этого несколько многовато.
- Известно, что если приставить палец к струне в точке деления её на равное количество частей и щипком или ударом возбудить струну по любую сторону от пальца, зазвучит соответствующий обертон (гитаристы называют такой приём звукоизвлечения флажолетом). Это означает, что палец находится на месте узелка для гармоники звучащего обертона. А ещё это означает, что если удар фортепианного молотка придётся в эту точку, то вышеупомянутый обертон не зазвучит, поскольку его гармоника не возбудится. Следовательно, если решения по "проложению" линии удара расположить в приоритетном порядке по убывающей, то в самом лучшем случае молоток должен ударять в такую точку, где никакие обертоны не возбуждаются; если же такое невозможно, то в такую точку, где возбуждаются обертоны гармоник, не участвующих в интервалообразовании (например, №№ 11 и 13 и кратные им); если и это невозможно, то в точку, где возбуждаются обертоны, образующие с основным тоном струны диссонантный интервал; а если невозможно и это, то в точку, где возбуждаются обертоны консонирующие, но максимально высокого порядка.
По прочтении вышеизложенного наверняка возникает вопрос: а как при вклейке молотков умудриться соблюсти все перечисленные условия? Как это ни странно, практически это делать достаточно просто, если следовать предложенным далее рекомендациям. И правильное решение вопроса подсказывает и подтвердит следующий эксперимент. Если на фортепиано с хорошо рассчитанной мензурой приставить палец к струне в месте удара молотка и попытаться щипком или ударом возбудить её колебания, то они не возбудятся и никакой обертон не зазвучит. Это означает, что молоток, ударяя в эту точку, попадает в исчерпывающе большое количество пучностей. Отсюда следующие практические рекомендации, которыми при необходимости пользуюсь сам:
1. На пианино снять механику, а на рояле её извлечь и насколько возможно высоко поднять демпферы, максимально подняв ограничительный лейстик и подложив под лейстик подъёма демпферов подкладку максимально возможной толщины.
2. Кончик пальца, а ещё лучше острый конец клинка из твёрдой резины приложить к одной из крайних струн в начале и конце регистра на участке басов от 1/7 до 1/8 длины струны, на участке теноров - от 1/8 до 1/9 и т. д., возбуждать колебания той части струны, которая длиннее (лучше всего это делать с помощью пластмассового плектра), и перемещать палец или клинок между границами участка (1/7-1/8 или др.), пока не нащупается "точка", в которой либо обертоны не возбуждаются вовсе, либо... (чтобы не повторяться, см. выше перечень решений по "проложению" линии удара, расположенных в приоритетном порядке по убывающей). Найдя на обеих струнах такие точки, сделать на них метки (наклеить кусочки бумажного скоча, на которых карандашом или ручкой нанести риски; такие наклейки ничуть не мешают струнам звучать).
3. Помыслить между рисками пересекающую струны регистра прямую линию и с помощью приёма "флажолет" проверить, на всех ли струнах в створе воображаемой линии выполняется условие пункта 2. Если не на всех, пересмотреть приоритеты на крайних струнах. Если на всех, наклеить и на остальные струны кусочки скоча и провести по ним прямую линию между рисками.
4. Приготовленные к вклейке головки молотков регистра единообразно сложить, скрепить вместе и по их вершинам провести карандашом прямую линию, чего для молотков рояля достаточно, а на молотках для пианино немного продолжить линию под прямым углом на одну из боковин каждого молотка.
5. На пианино наклеить две головки молотков на крайние гаммерштили каждого регистра, Быстро, пока не загустел клей, установить механику на место, расклинить неподвижный и подвижной рулейстики, чтобы головки молотков надёжно прижались к струнам, сориентировать головки так, чтобы совпали риски на скоче и линии удара на боковинах молотков, выждать, пока клей надёжно "схватится", снять механику и остальные головки молотков наклеить по уже наклеенным. На рояле делать то же самое: на выдвинутой механике наклеить крайние молотки регистра, затем вдвинуть механику и, подняв проволочными крючками молотки к струнам, совместить линии на головках с рисками на скоче, выждать до загустения клея, выдвинуть механику и уже описанным способом завершить наклейку остальных молотков.
6. На пианино, на участке перехода от басового к теноровому регистру, где линия молотков делает плавный изгиб, каждый молоток следует наклеивать индивидуально.
7. Следует принять во внимание, что в процессе высыхания клея головки молотков способны "плыть", то есть незаметно для глаза изменять своё положение. Поэтому работу следует выполнять тщательно и осторожно, не очень доверяя надёжности закрепления молотков на гаммерштилях до истечения технологического времени, необходимого для окончательного высыхания клея.

Написанного для поста многовато, это следовало бы изложить в виде статьи для "Библиотеки форума", но пост читают многие, а в "Библиотеку" заглядывают далеко не все. Поэтому, считая тему значимой, я решил всё-таки разместить материал в форме непосредственного сообщения, которое можно обсуждать, а позднее, когда всё обсудим и появится возможность произвести уточнения и дополнения, попрошу нашего уважаемого Администратора разместить его в форме статьи в "Библиотеке".
Amen!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, ЕВГЕНИЙ, g-dya, Klopff, masterklavir, краскюн, Доремидо..., эльгранд
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 06 июн 2015, 23:29 
ДОКТОР / Мэтр
Аватара пользователя
Да, есть над чем подумать- я по поводу расчёта точки удара в свете возбуждения нужных гармоник.
Вообще, коллеги- кто как часто меняет молотки? И как часто приходится переделывать после кого-то линию удара?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 07 июн 2015, 05:25 
Старожил Форума
Аватара пользователя
ЕВГЕНИЙ писал(а):
Да, есть над чем подумать- я по поводу расчёта точки удара в свете возбуждения нужных гармоник.
Вообще, коллеги- кто как часто меняет молотки? И как часто приходится переделывать после кого-то линию удара?

Путем проб и ошибок, хотя я никогда. А хотелось бы, вот так, что бы сразу по уму и по расчетам.

_________________
No pises el césped. Gracias.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Доремидо... "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 19:55 
Старожил Форума
Менять не приходится часто линию удара, по причине уже невозможной ее смены.

_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 23:24 
ДОКТОР / Мэтр
Аватара пользователя
Masterovoi писал(а):
Менять не приходится часто линию удара, по причине уже невозможной ее смены.

Почему же смена невозможна?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 23:28 
Старожил Форума
По причине остальной геометрии механики и прочего.И потому что эту линию задали без моего ведома.

_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 23:39 
ДОКТОР / Мэтр
Аватара пользователя
Masterovoi писал(а):
По причине остальной геометрии механики и прочего.И потому что эту линию задали без моего ведома.

И тем не менее есть в басу и теноре достаточное пространство для перемещения линии удара. То, что линия удара МОЖЕТ БЫТЬ ОШИБОЧНОЙ, особенно при неоднократной смене молотков предыдущими коллегами, где возможно накопление ошибок при вклейке- об этом надо помнить. Поэтому лишний раз проверить линию удара, да и поэкспериментировать с улучшением звучания инструмента путем поиска лучшей точки удара молотка- это только на пользу мастеру. Я так думаю....


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю ЕВГЕНИЙ "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 23:44 
Старожил Форума
Я проверяю линию удара, пока (ну может самую малость) никто не ошибался)))

_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 10 июн 2015, 23:57 
ДОКТОР / Мэтр
Аватара пользователя
Masterovoi писал(а):
Я проверяю линию удара, пока (ну может самую малость) никто не ошибался)))

Есть резон проверять линию удара у старых, и особенно уже перечиненных инструментов. Особенно при смене молотков!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нормы и способы правильной вклейки молотков
СообщениеДобавлено: 30 окт 2015, 13:48 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Masterovoi писал(а):
По причине остальной геометрии механики и прочего.И потому что эту линию задали без моего ведома.


По-настоящему проблемно изменять линию удара только в басовой части, потому что там струны сильно наклонены, и смещение л.у. вверх или вниз приведёт к смещению молотков влево или вправо относительно хоров, а если капсюли ставить с большим наклоном, чтобы это компенсировать, то они будут всё время сбиваться в более прямое положение, да и износ при такой косой установке повышается (возможное решение: вместо этого вклеивать сами гаммерштили в шультеры с наклоном - капсюли будут стоять прямо, а молотки удастся сместить, куда надо).
Нужно ещё иметь в виду, что в той части диапазона, где струны длиннее, сколь-нибудь существенный эффект для звука будет иметь большее, в абсолютном выражении, смещение л.у., чем там, где струны короче. Напр., в дисканте смещение л.у. даже на 1 мм изменит аншлаговое соотношение (имеется в виду - отношение длины струны к аншлагу, которое именно и влияет на звук - обертоновый состав и громкость) с 12:1 до 15:1 или около того. А вот при длине струны 100 см, чтобы сменить это отношение, скажем, с 9:1 до 8:1 или наоборот, нужно точку удара переместить примерно на 14 мм, что уже довольно сложно, а перемещение на миллиметр там никакого влияния на звук не окажет. Возможно, поэтому существует ошибочное мнение, что линия удара влияет на звук меньше, чем что-либо: в средней и басовой частях диапазона просто мало кому доводилось "случайно" сместить её так, чтобы получилось сколь-нибудь существенное изменение аншлагового отношения, а в дисканте такое изменение получается легко, но там почти нет обертонов, поэтому изменение этого отношения влияет, в основном, лишь на громкость.

А вот нарушения соотношений в механике, по-моему, бояться не стоит, потому что, во-первых, изменения эти можно свести к минимуму, если, помимо изменения длин гаммерштилей, ещё и нужным образом сместить всю механику вверх или вниз (имеется в виду, у пианино). Например, если где-то мы хотим переместить л.у. вниз, а где-то оставить её на прежнем месте, то тогда делаем гаммерштили в 1-й области лишь чуть-чуть короче, во 2-й - чуть-чуть длиннее, а всю механику смещаем чуть вниз. Так изменение передаточного числа будет меньше, чем если просто уменьшить в 1-й области длины гаммерштилей - и всё; если же всю линию надо сместить вниз или вверх, то, возможно, длины гаммерштилей и, соответственно, передаточные числа, и вовсе не придётся изменять. А во-вторых, идеально точно соответствовать стандарту это передаточное число всё равно, по-моему, не может, т.к. оно зависит ещё и от других факторов, таких, как толщина шультерных подушек и степень их спрессованности: толщина подушки уменьшается - шпилер толкает шультер ближе к оси, соответственно п.ч. увеличивается и немало. Изменение длин гаммерштилей до 2-3 мм в ту или иную сторону изменит п.ч. меньше, чем изменение толщины шультерных подушек хотя бы на 1/2 мм. Так что, по-моему, не нужно тут преувеличивать.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим З "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, lesergin, эльгранд
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 279 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 28  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles