Как ни странно, но припасовка рамы и разные призвуки-дребезги в инструменте могут идти "рука об руку".
Мы как-то привыкли, что если имеется дребезг при игре, то причину нужно искать в деке, её явных или скрытых трещинах или отклейке, в рипках, в шурупах, в разных инородных предметах, струнах, аграфах и каподастрах....
И вот я вчера приехал настраивать рояль, довоенный Стейнвей А (185 см), которому делал капитальный ремонт в 2002 году. При настройке в басовом регистре обнаружился странный дребезг, причём дребезжали все двухструнные хоры. Я начал искать причину: сначала сделал ревизию деки, но там не было ни трещинки, ни отклейки, все рипки в идеальном состоянии, шурупы в деку вкручены плотно, деревянные розетки под шурупы не болтаются. Простучал деку с лицевой стороны и с изнанки- нигде нет даже намёка на дребезг. Проверил с фонариком на наличие инородных тел на деке- ничего нет.
И тут мне пришло в голову простучать раму. Представьте, что в области струнных штифтов тенорового регистра был слышан при простукивании явный дребезг. С таким феноменом я столкнулся впервые. Прошёлся по всем рамным шурупам- затянуты очень хорошо.
Тогда я подлез под рояль и затянул сначала все шурупы "колокола" (они были чуть ослаблены, но не критично), а затем и болты, крепящие бакулки, расположенные на балках футора и в которые вкручиваются рамные болты.....
Дребезг исчез! Причина была в ослаблении нижнего крепления рамных болтов в балках футора.
Как отворится, век живи-век учись! Протягивая раму сверху, надо не полениться, и посмотреть, как рамные болты крепятся снизу и хорошо ли они сидят в балках. И, при необходимости, завинтить или закрепить там всё должным образом.
Теперь на вопрос "А ты протяжку рамы рояля делал?" можно смело спрашивать: "А какую протяжку? Верхнюю или нижнюю?"