Александр Яновский писал(а):
Вариант первый. Предположим, клавишу повело вследствие естественного изменения влажности в среде содержания инструмента, а когда влажность вернулась к первоначальному значению, клавиша тоже приняла прежнюю форму. Вариант второй. Те же условия, но клавиша к первоначальной форме не вернулась. Варианты третий и четвёртый: те же самые последствия, но вследствие попадания на клавишу, предположим, воды (вода высохла - клавиша "выпрямилась" или же осталась деформированной). Вопрос: в каких из этих случаев и по каким основаниям мы вправе считать состояние клавиши нормальным, а в каких нет?
Уважаемый Доремидо! С Вашего позволения, процитирую сам себя и отвечу на свои же вопросы. Согласитесь, что нормальным состоянием клавиши следует считать пребывание её именно в той геометрической форме, которая наиболее устойчива при тех или иных постоянных температурно-влажностных условиях среды содержания фортепиано. То есть нормальными следует считать все устойчивые конфигурации клавиш в данных устойчивых температурно-влажностных условиях не зависимо от того, соответствуют ли они или не соответствуют конструктивным требованиям.
Рассмотрим предлагаемую ниже иллюстрацию, на которой изображены условные клавиши со стороны их задних концов, где клавиши, собственно, и деформируются.
Если клавиша не деформировалась (рисунок
а), её состояние нормально и при этом её конфигурация соответствует требованиям конструкции фортепиано. Если же клавиша деформировалась (рисунок
б), значит она из состояния, не нормального для условий данной среды, пришла в состояние нормальное, но при этом её конфигурация перестала соответствовать требованиям конструкции фортепиано. Как с такой клавишей поступить? На это есть два предлагаемых коллегами способа. Первый - подвергнуть клавишу гибке (рисунок
в) под ускоряющем процесс температурным или температурно-влажностным воздействием. Если вдуматься, это означает принудительно перевести клавишу из состояния нормального, но не соответствующего конструктивным требованиям, в опять ненормальное, но соответствующее. При этом мастер рискует столкнуться с двумя последствиями. Во-первых, чтобы вернуть клавише первоначальную, т. е. правильную, конфигурацию, её следует гнуть несколько излишне, а на сколько - угадать проблематично, то недогнул, то перегнул. Во-вторых, нет никаких гарантий того, что клавиша со временем не вернётся к прежнему деформированному состоянию. Второй способ (его в неявном виде рекомендует коллега Евгений, демонстрируя шлифовальные станочек) - сошлифовать части клавиши (рисунок
г), выступающие за границы "правильной" конфигурации и нарастить её "тело" там, где между границами "правильной" конфигурации и стенками клавиши образовался зазор (наклеить деревянные пластинки чуть толще и затем сошлифовать до нужных пределов). Такая клавиша приобретает нужную конфигурацию "с первого же захода" и в дальнейшем по форме будет более устойчива. Разумеется, при этом придётся переставить на новое место или, если это возможно, откреповать и пилот, и фенгер (рояль), и переклеить наклейку для ложки демпфера (рояль). Какой же из способов предпочтительнее? Полагаю, что при незначительных деформациях (когда "хвостовики" клавиш не контактируют друг с другом) целесообразнее пользоваться первым, а при значительных ("хвостовики" клавиш трутся друг о друга) - вторым.
P.S. Кстати, Вы всякий раз так отзываетесь о Вашем друге, что на душе делается теплее.